Святые дни

by on 08.01.2017 » Add more comments.

Святки идут с Рождества Христова 7 января и до Крещения 19 января.  О традициях празднования Святок на Руси мы знаем из литературной классики прошлых веков. Как празднуют Святки сегодня и в чем смысл этого веселого времени?

С чем у нас ассоциируются святки? Со  смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими  незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой:  все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная  классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои  Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных  слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них  поучиться?

 Сколько лет святкам?

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность,  что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир  сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже  когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в  дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за  бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят  до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен  верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались  этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный  урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды,  которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в  начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот  момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и  денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.  Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо  праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово  «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ  «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание  уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков,  рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и  подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия  Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

Святочные гуляния

В.Рябчиков. Святочные гуляния

С  пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым  смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям  всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против  гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании  постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к  волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо  сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть  лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по  старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем:  никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не  носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение»  проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме  креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи,  совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и  святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие  Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских  святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

 Хулиганство, освященное традицией

Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают,  что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на  Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые  празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить  специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом),  вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и  человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после  появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться  праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто  исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству  обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться,  пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой  деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи  символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси,  а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась  вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде  Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это  одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую  эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в  города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им  старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые  заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели  рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то  вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и  посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни  часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве  традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например,  величали не иначе, как «светел месяц» , хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами» . Впрочем, кто умел, придумывал  величания более выразительные: «Хозяин в дому — как Адам на раю;  хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье  красно-зеленое…» Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь  тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях  звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то  не даст ветчины — тем расколем чугуны…» Все это, конечно, в шутку.  Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева  принимали гостей, давали кто что мог.

Откуда  пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях  России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в  деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на  Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот  ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли  праздник зимнего солнцеворота.

kolada_trutovsky

К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии

Еще  один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей  (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно  более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в  деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в  своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято  разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели  после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые  ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась  поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после  святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях  все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И.  Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и  подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли.  Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме  или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное  похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с  шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все  запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после  праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие  деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших  водоемах и украшали ее узорами изо льда.

История государственного урегулирования святочных празднеств очень  разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы  при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием  ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать  участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают  сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй  половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в  навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по  старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские  одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», —  гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике  ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто  нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было,  однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер,  постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие  глухие деревни.

Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном  уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам  президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое  время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир  Богомладенца.

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в  гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у  телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда,  некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим  чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику —  наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же  взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.

Что  же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских  героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания — это отнюдь не баловство,  они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А  свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые  века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев,  делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них? В  Коломне, например, нашлись энтузиасты — артисты фольклорного театра  «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные  гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам  старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских  воскресных школ, потом — прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в  таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.  «Несмотря на массовость нашего мероприятия, сладостей, которые выносил  народ, хватило на всех», — говорит руководитель тетра Олег Гаврилин. Он  уверен, что древняя традиция со временем непременно возродится по всей  стране: «В девяностые, когда мы ходили колядовать по многоквартирным  домам, многие не открывали двери, ругались, даже грозились милицию  позвать. Народ не знал, что такое святки. А теперь, представьте себе, те  же самые люди заранее и с радостью готовятся к нашим посещениям, пекут  пироги, закупают конфеты».

Толпу  колядующих можно встретить не только в Коломне. Еще один пример —  обычный многоэтажный московский дом, в котором я живу. Каждый год на  святки соседские дети собираются в квартире 1 (чтобы всем было удобно) и  под руководством взрослых идут с мешком по всем этажам — петь песни.  Это уже стало доброй традицией. Жители дома ждут звонкоголосых гостей,  заранее покупают подарки, игрушки. Детей от двух до двенадцати лет  собирается много, иногда человек двадцать, и потом они неделями доедают  конфеты и пироги, полученные от гостеприимных соседей. Почему бы вам не  попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте,  ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых  малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Протоиерей Александр Ильяшенко 

Как провести Святки?

.

Синеватый рассвет белеет. Снежное  кружево   деревьев   легко, как воздух. Плавает гул   церковный, и   в  этом   морозном   гуле   шаром   всплывает   солнце. Пламенное оно,  густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за  садом. Сад — в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по  верхушкам; иней зарозовел;   розово зачернелись галочки, проснулись;  брызнуло розоватой   пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна  пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, — Рождество. В детстве  таким явилось — и осталось.

Иван Шмелев «Лето Господне»

Святки, или святые дни… Увы, как часто после поста, интенсивной духовной  жизни, кажется, что теперь «все можно», поупражнялись в посте и  молитве, теперь можно отдохнуть. А уж включить телевизор или почитать  статьи о святках в светской печати, так и вообще окажется, что это —  главное время гаданий… О том, как проводить святки, мы попросили  рассказать священника Александра Ильяшенко.

– Отец Александр, расскажите, как правильно проводить  святки? Часто получается, что это время становится временем духовного  расслабления за телевизором и невнимательной духовной жизни…

Святки – это время от Рождества Христова до праздника Крещения Господне.  Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к  людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно  причащаться, не соблюдая пост со всей строгостью. Все дни наполнены  удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем  одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже  жити братии вкупе» – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует. А  вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора –  это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

 – Как святки проводят в Вашей семье?

Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в семье о.Александра и матушки Марии 12 детей и уже 13 внуков — прим. ред.), но мы стараемся собираться на святках чаще.

Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно  передать детям. Как тонко заметил Достоевский, даже если жизнь развернет  человека в другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение,  всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и поможет  принять правильное решение.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее  впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно  вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про  воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое  воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание  и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то  спасен человек на всю жизнь». (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Поэтому яркие детские впечатления должны быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.

– А как Вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?

– Сходить в театр на хороший спектакль — вполне уместно. А народные  гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные традиции давно  умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство  исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а  что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли он будут безобидными  играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник  в трагедию?

– Святки — это еще и время дел милосердия?

– Да, православные на святках всегда старались уделять время делам  милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова  Рождества с людьми, сделав им что–то доброе. Многие посещают в эти дни  больницы, детские дома, устраивают Рождественские концерты, поздравляют.  Конечно, нужно заранее определить, куда пойти, в какой детский дом,  может быть, подготовить подарки детям. Или если не было такой  подготовки, то можно присоединиться к какой–то группе, которая уже  собирается посетить детский дом.

– Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского  сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже  после Крещения… Почему так?

Святки — это период духовной радости, а не плотской. Действительно,  заканчивается пост в еде.   Но святки это время особенно интенсивной  духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь  подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и  причащаться чаще на святках.

Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это  правило не распространяется на всех, Важно понимать, что Церковь ничего  не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С  другой стороны   апостол Павел говорит, что муж и жена должны  воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по  согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять  будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1  Кор. 7).

Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет  человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не  можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя  мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограмм, то можешь понести груз в  50 кг , а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести  50–килограммовый груз?

23makovskyK

К.Е.Маковский. Святочные гадания

Святочные гадания – это лучший способ испортить отношения с Христом в  начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов,  принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а  их сегодняшние подражатели — в обратном направлении.

Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие:

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что  восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них  постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же  епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а  равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и  колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных  языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя  правила повелевают» 61 правило VI Вселенского собора.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

3 комментария на «Святые дни»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *