Иерусалимский храм: между Христом и Иродом

by on 04.12.2014 » Add more comments.

Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии:

Храмовая гора. Фрагмент карты Иерусалима времен Господа Иисуса, составленной о. Александром Тимофеевым. (нажмите для увеличения)

Второй больше первого

Храм, в котором происходили многие события новозаветной истории – где пребывала Пресвятая Богородица после Введения, увидел архангела Гавриила первосвященник Захария, отец св. Иоанна Крестителя, проповедовал Сам Господь Иисус Христос, собирались апостолы после Пятидесятницы – называется «вторым».

Храм Соломона (Первый Храм)

Первый был построен Соломоном в Х в. до н.э., во время апогея могущества его царства и разрушен при вавилонском царе Навуходоносоре в 586 году. Пятьдесят лет спустя персидский царь Кир Великий разрешил иудеям вернуться в Иерусалим и отстроить храм.

Восстановленное после Вавилонского плена Зоровавелем здание храма и называется «вторым». Со временем храм обветшал, да и с самого начала он был настолько скромнее прежнего здания, так что те иудейские старики, которым довелось видеть в детстве первый храм, пережить плен и вернуться, не могли смотреть на новый храм без слез.

Со времен независимого государства Хасмонеев в Иудее существовала идея украсить и увеличить храм. Перестройка началась при Хасмонеях, когда была построена большая платформа, однако радикальная реконструкция была начата в 20 г. до н.э. Иродом Великим. Он увеличил площадь храмовой горы примерно в два раза – сегодня она примерно равна 20 футбольным полям – выровнял ее и увеличил размеры самого храма.

Площадка храма возвышалась над иерусалимскими улицами примерно на 30 м, а сам храм полностью доминировал над городом. По, свидетельству Иосифа Флавия, на него тоже невозможно было смотреть без слез. Только теперь слезы были вызваны отблесками солнечных лучей, отражавшихся от золотой кровли и отполированного белого мрамора стен храма.

Хотя внешне храм был великолепен, первому, Соломонову, он уступал в главном. Первый храм был освящен присутствием Божиим и «слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:11), а в самой сокровенной части храма – Святом Святых (давире) находился Ковчег завета. В грандиозном храме Ирода Святое святых было пусто, так как Ковчег, как известно, таинственно исчез еще во время разрушения города вавилонянами.

Однако пророки предсказывали, что слава второго храма будет больше первого. И это сбылось, Введение во храм Богородицы символически означает как раз восстановление благодати и славы Божией в лишенном ее храме. Как поется в кондаке праздника, Дева входит в храм, «благодать совводящи». Ковчег Завета исчез, но в храме была Дева, которая в гимнографии часто сравнивается с Ковчегом, в котором пребывало Воплотившееся Слово Божие.

Восток — Запад

Ирод перестраивал храм в соответствии со вкусами своего времени – зеленый и белый мрамор, эллинистические колоннады, коринфские ордера, фонтаны. Здание храма и фасад были увеличены примерно вдвое. Вместо двух колонн Соломонова храма – Воаза и Йахина – теперь фасад украшали четыре колонны.

Тем не менее все, что касается богослужения осталось в неприкосновенности. Сохранились размеры и пропорции основных помещений храма – Святого святых (куда первосвященник входил только один раз в год, на праздник Йом-Кипур), Святого (основного помещения храма, где находились столы предложения, семисвечники и жертвенник кадильный).

Известно, что в храме была двойная завеса, которая отделяла Святое от Святого святых. В Талмуде есть указание на то, как завеса разодралась надвое во время землетрясения, и люди, которые не должны были видеть Святое святых, его увидели, после чего и была сделана двойная завеса. По всей видимости, что речь идет именно о евангельских событиях, когда завеса разодралась во время Распятия Спасителя.

Точное местоположение храма определить не удается. Наиболее распространенная версия, что храм находился на месте мечети Куббат ас-Сахра (Купол скалы), а Святое святых на месте собственно той части скалы, которая сокрыта в мечети.

Здание храма находилось в центре внутреннего двора, в котором находились жертвенник всесожжения и умывальник. Двор разделялся на Двор священников (на западе) и Двор Израиля (на востоке), Платформа внутреннего двора.

Место трубления

Прежде чем подойти к лестницам, приводившим с внешнего двора во внутренний, посетитель Храма встречал барьер из резного камня. Этот барьер окружал внутренний двор со всех сторон. На равном расстоянии друг от друга на нём были укреплены таблички с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию храмового двора. Помните, в Деяниях апостольских иудеи обвиняют Павла в том, что он ввел в храм эллина Трофима?

Стена внутреннего двора была настолько укреплена, что по Флавию, во время штурма храма римлянами несколько дней выдерживала удары осадных машин.

Во внешнем дворе храма находились помещения для назореев и девственниц, прообразы будущих монастырей. Вероятно, Пресвятая Дева пребывала в одном из таких помещений.

В сам двор пригонялись жертвенные животные, располагались лавки и столы менял – те самые, которые опрокинул Христос.

Храмовая платформа позволяла вместить колоссальное число молящихся, несколько десятков и даже 100 тысяч человек.

По краям внешнего двора храма был построен портик, а южная часть платформы была еще более увеличена для того, чтобы построить царский портик, выполненный в стиле античной стои. До сегодняшнего дня сохранился фрагмент лестниц, по которой поднимались к царскому портику – знаменитая «арка Робинсона», находящаяся неподалеку от Стены плача.

Восточная колоннада и была тем притвором Соломоновым, в котором после Пятидесятницы собирались апостолы и первые последователи Церкви Христовой.

Реконструкция

Фрагменты храма сохранились до наших дней. Так сохранился мрамор, которым были украшены портики по краям храма, а одна из храмовых колонн и сегодня находится наподалеку от Троицкого собора Русской Духовной миссии. Она треснула при подъеме, и ее так и оставили на месте. По ее размерам мы можем судить о масштабах колоссального строительства, предпринятого Иродом.

Каким в точности было внутреннее убранство храма мы не знаем, поскольку внутрь могли входить только священники, а в Святое святых только первосвященник. Мы примерно знаем, каковы были размеры и формы семисвечника — на барельефе арки Тита в Риме есть изображение солдат, несущих его.

Aрка Тита

Все остальное – это реконструкции. Существуют изображения внешнего портика храма — его фасада, выходившего во двор, перед которым стоял жертвенник. Сохранились иудейские монеты начала II в. Во время восстания бар Кохбы, объявившего себя мессией и пожелавшего освободить Иерусалим из-под власти римлян, чеканились монеты с изображением храма. Видимо люди еще хорошо помнили, как храм выглядит. По этим монетам можно представить себе античный портик и по две колонны с двух сторон от входа с огромными золотыми воротами, которые, по Иосифу Флавию с трудом могли открыть 20 священников.

 

Монета бар Кохбы

Существует также изображение храма на покрытой золотом тарелке, которое совпадает с изображениями на монетах.
Реконструкция храма сделана иудейским Институтом храма согласно тексту талмудичсеского трактата «Миддот». Надо сказать, что авторы трактата жили несколько поколений спустя, и только по косвенным данным могли представить себе храм и скорее моделировали некий идеальный храм, который мог бы стать основой для его воссоздания. К этим реконструкциям нужно относиться с некоей осторожностью.

Взорванный храм

Храм приобрел свою форму ко времени проповеди в нем Господа Иисуса Христа, хотя его отделка продолжалась также впоследствии, и в итоге так и не была завершена. Принято считать, что храм доделывали где-то до 66 г., т.е. до начала того самого иудейского восстания, которое привело к осаде Иерусалима и окончательному разрушению храма.

При взятии Титом Иерусалима в 70 году храм сгорел. Как свидетельствует Иосиф Флавий, Тит не хотел учичтожать храм и собирался либо сохранить его как архитектурный шедевр, либо приспособить его для каких-либо иных нужд.

Тем не менее, храм был подожжен, а поскольку при нем хранились большие запасы дерева для жертвоприношений и масла для возжигания светильников и лампад, то огонь быстро распространился и храм… взорвался. Как известно, известняки и мрамор при нагревании расширяется и взрывается, поэтому обломки храма могло на сотни метров раскидать от горы Мориа. Возможно, была даже серия взрывов. Несколько таких обломков было обнаружено при археологических раскопках недалеко от платформы храма.

Иерусалим был сильно разрушен, поэтому многие фрагменты храма могли быть использованы в строительстве при Адриане, когда город был превращен в колонию Элия Капитолина.

Раскопки вокруг да около

Непосредственно под храмовой платформой никто не ведет исследования, а на самой платформе не проводит раскопок, потому что это способно взорвать и без того сложную политическую обстановку на Ближнем Востоке. Оставим сообщения об этих раскопках ищущим сенсации СМИ, писателям-фантастам и конспирологам.

Вспомним пример британского археолога Чарльза Уоррена. В конце 1860-х, т.е. в относительно стабильное время османского владычества над Палестиной он пытался прорыть тоннель под Храмовой горой и столкнулся с резким неприятием мусульман, которые подозревали его в том, что он хочет подкопаться под мечеть Аль-Акса, разрушить ее и тем самым открыть для иудеев возможность восстановить храм.

А вот тоннели времени Хасмонеев, расположенные вдоль храмовой платформы, действительно исследуются, и я там бывал. Вдоль храма тянулся акведук, и мне приходилось не одну сотню метров проползать по этим акведукам.

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

 Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

4 Responses to Иерусалимский храм: между Христом и Иродом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *