У любви много признаков, один из них, весьма актуальный в наши дни – жертвенность, ответственность, по слову Экзюпери, за тех, кого приручили.
«Любить животных» – это уж не призыв и не действие, словосочетание обветшало от неумелого употребления. Сможет ли христианская любовь к Творениям Божиим спасти ситуацию?
Именно о том, как нам «скоты миловать», как христианину относиться к животным и пойдёт речь в беседе с Сергием Кругловым, священником Спасского собора города Минусинска.
Отец Сергей, помнится в 2015 году Вы участвовали в пока что не очень привычном для русского самосознания проекте «Поп + кот»?
Да, этот календарь был выпущен Содружеством в поддержку современной христианской культуры «Артос», его делала большая команда энтузиастов. Как отмечает автор идеи и координатор проекта Ксения Лученко, «Поп + кот» стал ответом на календари Calendario Romano с красивыми католическими священниками и I gatti di Roma с римскими котами. Календарь, кстати, продавался в Москве. Это было дело весёлое и полезное, но наделавшее много шуму. Кто-то и осудил даже.
То есть, Вы хотите сказать, что «не положено» христианскому священнику заниматься таким «несерьезным» делом, как демонстрировать свою любовь к животным?
Как раз наоборот. Мне помнится, с каким восторгом восприняла наша общественность рассказ о православном приюте для бездомных животных при Ильинском приходе в деревне Лемешево, в Подмосковье, где служит протоиерей Петр Дынников. Особое внимание к этому факту было обусловлено тем, что свое отношение к животным отец Петр позиционирует именно как христианское, церковное, и даже служит молебны о несчастных тварях и их хозяевах.
А есть ли какая-то позиция РПЦ по отношению к безнадзорным животным?
Специально декларированного отношения к этому РПЦ официально не объявляла, насколько я знаю, церковное отношение к этому вопросу укладывается в рамки «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», базового документа, утвержденного Архиерейским собором РПЦ в 2000году. Однако каждому служителю Церкви, каждому приходу, а равно и какой-то группе в приходе (братство, сестричество и так далее) никак не возбраняется проявлять активность и работать в этом направлении.
Да, кстати, а как вопрос о бездомных животных решается у Вас, в Минусинске?
Минусинск, где я живу и служу – маленький городок с населением около 70 тысяч жителей. Есть в Минусинске пара ветеринарных лечебниц. Имеется и группа в местных соцсетях под названием «Дорога домой», себя они позиционируют так: «Это не организация и не приют. Это место общения для тех, кому небезразлична судьба животных». У группы есть свой счет, она объединяет всех тех, кому действительно небезразлична судьба минусинских (и городских, и деревенских) животных, как бродячих, так и домашних, и действует вполне эффективно, сюда обращаются и те, кто хочет пристроить бездомное животное, и те, кто потерял любимца, и многие другие.
Скажите, а у Вас в монастыре есть какие-то директивы, как поступать с заблудшими на территорию животными?
Вообще в таких вопросах директив нет, кроме «директив» настоятеля храма или наместника монастыря, главное, чтобы сохранялся порядок. При православных храмах и монастырях живет множество кошек и собак, у нас при Спасском соборе, например, бытует стая голубей, которые кормятся здесь и высиживают птенцов в древних вентиляционных ходах храма; и надо сказать, что этот самый церковный порядок животные блюдут гораздо буквальнее и последовательнее, чем сами люди!
Да, кстати, сейчас при входе на околоцерковную территорию висит запрещение кормить птиц. Насколько это жёсткое правило соответствует христианскому почитанию голубя как птицы, возвестивший Ною новый мир?
Ну, я не думаю, что христианство именно «почитает» голубей в этом смысле. Реальные птицы – и есть птицы, их реальный быт и поведение, борьба за выживание весьма отличаются от сусального образа «чистой голубки», но ведь и Христос-то призвал нас любить реальных ближних, жить в реальном мире, а не в придуманном.
Отец Сергей, а как Церковь относится к вопросу о греховности эвтаназии?
Нет, эвтаназия животного грехом не считается.
У человека, с его самосознанием, верой и прочим – там совсем другое дело, там страдания могут быть сложным путем к чему-то большему.
А избавить несчастное животное от болей и страданий, от которых оно никакой духовной пользы не получает, есть, напротив, дело милосердия.
А как быть вегетарианцам-христианам? Каяться ли им за их отказ от употребления животной пищи?
Христианин – это тот, кто исповедует Иисуса Христа как Спасителя и Бога, кто признает Символ веры как свое личное вероисповедание. Если такой христианин при этом еще и вегетарианец – это его личное дело, и христианству это никак не противоречит.
Так, как же нам правильно «любить животных», отец Сергей?
Да так же, как мы любим и милуем людей, своих ближних. Помните знаменитое место в Первом послании к коринфянам апостола Павла, его еще иногда называют «христианским гимном любви»:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Силуан Афонский. Картина Павла Рыженко
У любви много признаков, один из них, весьма актуальный в наши дни – жертвенность, ответственность, по слову Экзюпери, за тех, кого приручили.
По сути дела, любить животное – это чем-то пожертвовать ради него, частью своего комфорта, сил, денег, времени. Насколько это бывает неудобно, затратно, тяжело в нашей суете будней – известно всякому из нас.
Однако же принятие на себя этих тягот, этой ответственности – один из важнейших признаков способности к любви. Это признак того, что душа наша – живая, ведь душа, омертвевшая и безразличная к брошенному котенку, может ли остаться открытой Богу и ближнему?!
Беседу вела Вероника Локунова
Find more like this: АНАЛИТИКА