Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Медовый Спас и начало Успенского поста — таковы православные события, отмечаемые 14 августа…
Этого же числа совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в воспоминание о победе, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов. Перед сражением усердно молился им, прося защиты и покровительства. Поэтому праздник установлен и в честь этого исторического эпизода.
История праздника
Август в Константинополе был одним из самых тяжёлых месяцев в году. Из-за наплыва огромного количества торговцев и жары здесь начинали свирепствовать различные болезни, в том числе эпидемии и моры. Поскольку даже у образованных и всесторонне развитых греков уровень медицины был далёк от современного, они уносили жизни многих людей, не щадя ни бедняков, ни знать. В связи с этим в IX веке было принято решение православному духовенству проходить по улицам и дорогам города с Честным Древом Креста (тем самым, к которому в часы казни пригвоздили Христа) для освящения различных мест, чтобы Господь даровал исцеление от недугов.
Хранился Животворящий Крест Господень в царской сокровищнице. Выносили его оттуда накануне крестного хода и полагали на святой трапезе Великой церкви.
Крестный ход по улицам совершался ежедневно вплоть до Успения Пресвятой Богородицы, как и литии по всему городу. По окончании Крест предлагали народу для поклонения.
Русское название праздника «происхождение» — не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название добавлено слово «изнесение».
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально только как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Виктор Бычков. Несение креста (1991 г.)
Значение праздника
Изнесение Честных древ для каждого православного человека — это не только обряд поклонения животворящему Кресту и проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием этого мира, в котором человек без Божией помощи подобен пылинке в ураганном вихре. В этот день мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего.
К этому дню приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 августа. Её жизнь была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муки матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя — Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня.
И сегодня мы обращаемся к Животворящему Кресту Господню для исцеления души и тела.
Find more like this: АНАЛИТИКА