Священник – не шаман с бубном

by on 01.04.2021 » Add the first comment.

… или Что нужно знать о таинстве СоборованияПродолжается Великий пост и потому хотелось бы поговорить об одном знаменательном действии, происходящем в эти святые дни

Каждый год приходиться наблюдать «чудо» умножения прихожан, принимающих участие в таинстве елеосвящения или, как чаще его называют, соборования. Причем «чудо» это прогрессирующее, потому как чем дальше в пост, тем больше… людей. В храме становится все тесней, а незнакомых лиц все больше.

Спрашиваешь себя: что за сезон такой? Где все эти люди находятся весь остальной период церковного года? А нигде. Просто язычество никак из нас не выветрится, и это несмотря на тысячелетнюю историю христианства на Руси. Если поинтересоваться у таких людей для чего им соборование, то топ ответов будет выглядеть примерно таким образом: «Шоб всьо хорошо було», «Бо так нада» или «Шоб нічо не боліло».

Но ведь священник – не шаман с бубном, храм – не капище, а священнодействие – не магия.

Все это говорит нам о том, что и к таинству соборования подходить надо серьезно.

Христианство религия очень разумная и стройная, здесь ничего не бывает просто так. Еще Рене Декарт говорил, что Бог сотворил три чуда – мир из ничего, свободу воли и Богочеловека. Потому в христианстве многое зависит от самого человека, его произволения, желания, волевого усилия и труда. В то время как магизм предполагает определенные манипулятивные методики или действия, направленные на стремление заставить высшие силы работать ради собственной выгоды.

Все это говорит нам о том, что и к таинству соборования подходить надо серьезно. Даже если кто-то пришел на него так, на всякий случай или же потому, что один близких людей попросил или заставил, то дорожка в храм уже не должна зарастать, а иначе лучше и не начинать, ведь только больше нагрешишь.

В любом случае всегда проще молиться, когда понимаешь, что происходит в храме и зачем мне это нужно, поэтому стоит снова сказать пару слов о елеосвящении.

Нужно знать, что в этом мире Бог может действовать двояким образом: непосредственно и/или опосредованно. В отношении наших болезней это будет иметь соответствующие формулы: вера+молитва+покаяние или вера+молитва+покаяние+вещество. Здесь, как и в математике, от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Николя Пуссен. Соборование (фрагмент)

Обратимся к Евангельским примерам. Первое – исцеление дочери хананеянки. С одной стороны, есть вера, образцовость которой Христос подчеркивает словами: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15,28). С другой – покаянная молитва, выраженная в просьбе, обращенной к Спасителю: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15,22).

Второе – исцеление слепорожденного. Перед нами встает человек, во всяком случае, не имевший страшных грехов, ведь именно его избирает Бог дабы явить Свою Славу (Ин. 9,3). Есть также вещество в виде брения, которое сделал Христос и вода из купальни Силоам (Ин. 9,6), ну и, конечно же, вера с молитвой, которые проявились у слепорожденного уже после его исцеления и изгнания фарисеями, их мы можем видеть в диалоге со Спасителем: «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9.35-38).

Прощение грехов преподается не в качестве бонуса за отстоянные 1,5-2 часа в храме, а как следствие покаяния и исповеди.

Вернемся к таинству соборования. Как и всякое православное таинство, оно имеет причины своего установления в тексте Священного Писания. В данном случае это послание апостола Иакова, в котором говорится следующее: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5,14-15).

Первое, что мы можем видеть в приведенном отрывке это указание на то, что соборование предназначается в помощь физически больному человеку. Далее – исцеляет не механическое нанесение масла на тело, а «молитва веры». И только после этого идет речь о прощении грехов. Опять же, прощение грехов преподается не в качестве бонуса за отстоянные 1,5-2 часа в храме, а как следствие покаяния и исповеди.

Об этом дальше говорит апостол Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5,16).

Только здесь нужно давать себе отчет, что повеление признаваться друг другу в проступках имеет отношение к первобытной христианской общине, сегодня же это превращается в банальное пустословие. Понимать этот отрывок следует как призыв к исповеди и покаянию.

Если я приду в храм и бездумно отстою все богослужение ради «аби було», то от действительно совершенного надо мной таинства «нічо не буде».

Если подойти к таинствам немного схоластично, то в каждом из них можно выделить два важных аспекта – действительность и действенность. Действительность зависит от священнодействия, совершенного канонически рукоположенным священником или епископом – это, так сказать, объективная сторона таинства. А вот действенность зависит от каждого отдельно взятого христианина. Здесь мы касаемся субъективной стороны таинства. Если я приду в храм и бездумно отстою все богослужение ради «аби було», то от действительно совершенного надо мной таинства «нічо не буде».

Несмотря на то, что, как мы отметили, соборование, в первую очередь, предназначено в качестве средства духовной поддержки и помощи физически больному человеку, Великим постом Церковь разрешает приступать к нему вообще всякому христианину, не зависимо от состояния его здоровья.

Связано это с тем, что во время говения мы стремимся укрепить веру, усугубить молитву и покаяние и потому духовная поддержка в этих трудах в виде принятия таинства Елеосвящения будет вполне уместной.

По-хорошему, в таинстве соборования могут принимать участие лишь те христиане, кто таковыми являются не на словах, а на деле, кто серьезно относиться к вопросам веры и ищет в Церкви спасения души, а не решения своих текущих проблем.

Остается вопрос: что же мне делать, если я собрался на соборование, движимый ошибочным пониманием, глупостью или меркантильностью?

Да все просто – становиться христианином (или христианкой) по-настоящему, начать думать головой, читать Священное Писание, сходить на исповедь и разговор со священником. И помнить, что если я, маленький червячок, применю хоть немого усилий для того, чтобы сделать шаг навстречу Богу, то Он, всемогущий и любящий Отец, сделает навстречу мне миллион шагов. Тогда верить начнет сердце, а все остальное подтянется за ним.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *