Марина Журинская: О фарисеях и о страхе. О чем заботимся и на что надеемся

by on 04.10.2018 » Add the first comment.

5 лет назад, 4 октября 2013 года, отошла ко Господу Марина Андреевна Журинская, во святом крещении Анна. 

Марина Андреевна Журинская окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Около 20 лет работала в Институте языкознания, в секторе общего языкознания. Специализация – общая типология, общая грамматика, грамматическая семантика. В течение 10 лет была главным менеджером группы “Языки мира”, целью которой было создание общих теоретических принципов описания любого языка и выпуск энциклопедии “Языки мира”. Кандидат филологических наук, имеет более 100 публикаций на лингвистические темы. Переводчик с немецкого (лингвистические работы, богословские тексты, а также Гадамер и Швейцер). С 1994 года издатель и редактор журнала “Альфа и Омега”. Член редколлегии сборника “Богословские труды”.

В этот день мы публикуем статью Марины Журинской об 11 главе Евангелия от Луки.

Один фарисей пригласил Иисуса на обед; Тот пришел. Гостеприимство – древний и строгий ритуал, хозяина и гостя связывают некоторые правила. Однако фарисей явно придерживался принципа, принятого некоторыми и поныне (бедняги не знают, что этот принцип получил уже определение как признак мелочного тирана), что существует только два мнения, «мое» и неправильное: он считал должным руководить и направлять, посему для него было неправильным, что Христос не вымыл рук. Вообще-то здесь коллизия: руки омывать действительно полагалось (в общем-то и полагается), но осуждать гостя – как-то не очень. Святой Лука не сообщает нам, выразил ли фарисей это свое удивление вслух, просто потому что это не так уж и важно: читатель уже знает, что для Спасителя мысли были открыты. И воспоследовала блистательная… даже не проповедь, а отповедь, посвященная фарисейству:

«Ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».

Так что горе тем, кто блюдет внешние правила и не думает ни о душе своей, ни о людях, кто много заботится о том, чтобы ему оказывали почет и уважение. Горе?

Посмотришь, так они и в наше время не перевелись; вот разве что десятину не платят.

Значит ли это, что Господь изменил Свое отношение к фарисейству? – нет, не значит; это значит, что Ему дорог всякий человек и что Он всегда ожидает обращения грешников (один очень светлый и тонкой души монах разъясняет, что да, Господь берет на Себя отмщение: ведет грешника к покаянию). Значит ли это, что нам следует бдить и неуклонно изобличать фарисеев? – нет, не значит, потому что Господь уже сказал им все, что следовало сказать. Мы лучше не скажем, нам бы за собой следить…

Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Джеймс Тиссо

Но тут выступил законник, сказавший Христу, что Тот заодно оскорбил и его религиозные чувства. И вновь никакой политкорректности и толерантности в ответе: «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и Премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».

Смотрите также:
Гробницы пророкам

А давайте подумаем, почему упрек в чрезмерной канонической строгости перерастает в горькое и страшное обличение в убийствах пророков? Не потому ли, что пророческое служение – Богу и людям, а через это и вместе с этим – и вселенской синэргии Бога и человечества, а служение канонам весьма часто сводится к служению канонам? Есть же разница – Божья истина превыше всего или устав? При этом нельзя отрицать полезность устава, и даже двоякую: он призван регулировать человеческие отношения – но потому и только потому, что призван по мере человеческого разумения его составителей отражать закономерности миропорядка, установленного Богом.

Именно поэтому уставы могут и должны пересматриваться, а с пророчествами дело обстоит несколько иначе. Именно поэтому законники и пророки не могут не вступать в противоречия. Правда, законнический «метод» пресекать пророков нельзя считать ни единственно правильным, ни даже допустимым…

Горе вам, книжники и фарисеи. Картина Джеймса Тиссо

И такая деталь: принято считать пророков чересчур резкими, агрессивными и вообще экстремистами. А что мы видим после того, как Христос сказал Свое слово: книжники и фарисеи, как сказано, начали «сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы…». Не дождались. Равно как не дождались ответа и неправедно судившие. Молчание Спасителя не менее значимо, чем Его речи.

Говорить вновь Он начал, когда собралось множество народа, и поначалу обращался к ученикам. Можно понять из слов Евангелиста, что громадная теснящаяся толпа притихла, улавливая речи Христа: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». Здесь речь даже не об опрометчивых словах, которые хотелось бы взять назад, – это возможно, хотя скорее всего с какими-то амбициозными планами, требующими кристальной репутации, придется расстаться, потому что общество, между нами говоря, жестоко и несправедливо. Нет,

Спаситель говорит об осознаннай лжи, о двоедушии и двоемыслии. О двойных стандартах, говоря прямо. И даже не о том, что они душегубительны, – это-то понятно, – а о том, что разоблачение неизбежно. А в наше время, время электронных носителей информации, разоблачение, как правило, бывает довольно стремительным.

Но как же на первый взгляд неожиданно (и как на самом деле правильно!) тема лицемерия переходит к теме угрозы для жизни! А ведь если подумать, то все закономерно: отец лжи – дьявол, и от него же исходит всяческая гордыня. А гордец, даже изобличенный, покаяться не в состоянии; напротив, он способен в злобе, поистине дьявольской, убить того, кого считает потенциальным или реальным разоблачителем.

И вот Христос дает Своим ученикам (а через них и нам) и народу ту основу, на которой должна строиться жизнь христианина в мире, исполненном лжи и злобы. И давайте обратим сугубое внимание на то, что Он обращается к друзьям Своим, а отнюдь не к рабам:

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь».

Вряд ли следует понимать это как упоминание о страхе Божием, потому что Бог не убивает и в геенну не ввергает. Последнее следует понимать с осторожностью: это не значит, что никто не подлежит геенне, а только то, что человек сам обрекает себя на гибель нераскаянными грехами и преступлениями. Такие люди сами отворачиваются от Бога, и когда услышат на Страшном суде «Не знаю вас», это будет означать, что они извратили в себе образ и подобие Божие до полной неузнаваемости.

Скорее речь идет о силах тьмы и их служителях, которые калечат человеческие души, доводят тех, кто им предался, до физической гибели (дьявол не вознаграждает! – это следует твердо запомнить и никогда не забывать), после чего те обречены и на духовную гибель. Эта христианская идея нашла свое отражение в русской поговорке, содержащей горестный упрек людям злобным и наглым: «греха не боится».

Обращение к Апостолам. Джеймс Тиссо

Но удивительным образом эта боязнь в душах людей, верных Богу, преодолевается надеждой: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц». Эти слова Христа напрямую опровергают часть другой пословицы: «До Бога высоко, до царя далеко». Насчет царя, даже если это царь областного масштаба, действительно далековато, да даже если до него и добраться, вряд ли от этого будет особенный толк. Но вот Бог засвидетельствовал нам Свое к нам внимание, Свою заботу даже о мелких наших делах и маленьких горестях (иногда Он учит нас не обращать на них внимания…). И Его любовь и близость проявлены самым непосредственным образом Его Воплощением, свидетельством, Крестной смертью и Воскресением. Грешно и стыдно про это забывать, в этом сомневаться или это игнорировать.

А Христос говорит о том, как нам приблизиться к спасению, к богообщению, как не стать отступниками, и приоткрывает великую таинственную жизнь Святой Троицы.

Опять важная черта: именно вера в Троицу позволяет избегать страха перед людьми: «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня перед человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо святый Дух научит вас в том час, что должно говорить».

В последней фразе ключевые слова – «к начальствам и властям», а уж где они располагаются в данный исторический момент, в обкоме партии, в правлении фирмы или еще где, – дело десятое.

А теперь давайте посмотрим: сказаны слова, определяющие духовный настрой человека и жизнь в этом мире и в будущем. Хорошо бы их принять в сердце, поразмышлять, правда? Но вот первое, что приходит в голову одному из народа, – это извлечь сиюминутную практическаю пользу по модели «раз уж встретился умный человек, дык…», и следует такая вот просьба: скажи брату, чтоб разделил со мной наследство. Какая-то просто куриная слепота.

Минутой молчания почтим собственные воспоминания из личного опыта и из наблюдений. И подумаем: просят ли у блаженной Матроны помощи и поддержки, чтобы устоять в духовной борьбе? А о чем ее просят?..

И на по меньшей мере странный вопрос Христос ответил лаконично, но воспользовался им для очень важного поучения: «Кто поставил Меня судить или делить вас? … смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». И последовала одна из великих притч, подкрепленная чередой блестящих увещеваний. Речь в них так или иначе идет о том, что полезно для души, и сами они омывают, очищают, питают душу.

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бОльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». На этих прекрасных словах, заставляющих задуматься о том, как же следует «богатеть в Бога», то есть стяжать то, что приближает к Нему, собственно притча завершается, следуют разъяснения ее, обильно уснащенные образами, – тоже своего рода притчами.

«Посему говорю вам – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды». Здесь, как представляется, не следует рубить эту фразу сплеча на куски; важно не потерять последовательность «не заботьтесь для души». Это не означает полного пренебрежения материальной стороной жизни; это, если позволительно так сказать, сильнейший контрдовод против так наз. теологии процветания, которая была свойственна многим древним религиям, в том числе и верованиям ветхозаветной общины. Ныне она расцвела пышным цветом в неопятидесятнических харизматических общинах, но не чураются ее и некоторые другие христиане. Однако при этом происходит, так сказать, двойной сдвиг: для начала рассматривают материальный достаток и даже изобилие как знак милости Божией, проводя знак равенства между богатством и праведностью с одной стороны, и между бедностью и греховностью – с другой. Очень удобно для некоторых: значит, бедным можно не помогать, потому что они перед Богом провинились, и дозволительно их презирать с высоты своей благоустроенной добродетели. Ну, и больных туда же. Вот как посмотришь не в телевизор, а на людей, и увидишь, что подобные воззрения нашему обществу не чужды. Но это было бы еще полбеды…

Полная беда в том, что при таких убеждениях человек начинает мало-помалу «подыгрывать» Богу, изо всех сил добиваясь благосостояния, чтобы затем гордо утверждать, что не своими усилиями он стяжал все, что у него есть, а получил по милости Божией. Иногда это заходит довольно далеко; так, найдя кошелек (или получив крупную сумму для оговоренного ее употребления в пользу людей), такой благочестивец объясняет, что просто-таки обязан это присвоить, поскольку Бог дал, а пренебрегать Божиим даром нельзя.

И от подобных заблуждений Христос нас предостерегает, хотя и в довольно мягкой форме: Он не призывает не есть и не одеваться, а только разъясняет, что человек, его душа и тело, важнее имущества.

Но речь идет не только о шкале ценностей, но и о тщетных усилиях, направляемых туда, где человек бессилен: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хоть на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?». Человеческие желания, коль скоро они не согласуются с Божественной волей, либо невыполнимы, либо их выполнение счастья не приносит, а от пути праведности отвращает. Пожалуй, я не знаю исключений из этого правила.

Нагорная проповедь. Джеймс Тиссо

Теперь – одна из прекраснейших притч Евангелия: притча о лилиях. Есть такая идея, сухая, как сублимированный продукт, что в Евангелии нельзя видеть литературу. На вопрос «почему?» следует град обвинений в безбожничестве. Но лучшая из неформальных характеристик Благой Вести, которую я слышала – «книга, всколыхнувшая народы». Так вот, образ лилии, благоговейно воспринятый во всей его красоте, отпечатывается в душе навсегда, живет в ней, развивается и цветет всегда. «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!». Чувствуете, как ошеломителен этот переход от цветка к Соломону и сразу же – к душевному насторою слушателя?

Притчи о поле, о воронах и о лилиях дают прочное основание для убеждения, произнесенного с силой. Для начала произнесено слово «маловеры», называющее основную причину страхов и тревог. Вот что Спаситель говорит в связи со страхами: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

Наблюдаются две полярные тенденции в понимании этих слов, которые условно можно назвать буквалистской и абстрактной. Сторонники первой считают, что ради пропитания не следует и пальцем шевелить (очень часто это шевеление просто-напросто предоставляется другим членам семьи), и всю высвобождающуюся таким образом энергию направляют на обличения, поучения и разоблачения. Стоит только, например, купить красивый платок, испечь пирог или – о ужас! – поменять обои в квартире, как вас сразу припечатают словами о сокровище и сердце. Как будто этим пуристам о вашем сердце досконально известно все то, что знает только Господь Бог, и к тому же они обладают безупречным инструментом для измерения вашей вовлеченности в обыденные дела. Но вот почему-то не исходит от них благой уверенности в том, что они унаследовали Царство и могут не бояться и не тревожиться…

Сторонники абстрактного понимания склонны трактовать эти слова в том смысле, что все, чего они хотят, нужно им не для чего другого как только для приуготовления души к молитвенным подвигам: вот если не ездить трижды в год на океанские курорты и не менять каждый год машину на самую-самую модель, то душа омрачается и воспарить ну никак не может. Вобщем-то это даже не смешно, поскольку известно, что жажда такого рода неутолима и ничто не в состоянии погасить мрачный пламень, разгорающийся в душе.

А между тем как ясно все сказал Господь! Не будьте маловерами, не бойтесь бедности, не привязывайтесь к своей собственности, помогайте людям – и тем самым умножится ваше богатство в Боге. Освободите сердце от страха и жадности и устремите его к стяжанию духовного богатства, которое останется с вами и в вечности.

Так что мешает понять эту ясность, последовать этой простоте? – именно то, с преодоления чего только и возможно начинать духовное восхождение: маловерие и страх…

На анонсе: Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Джеймс Тиссо

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *