Ибо так возлюбил Бог мир

by on 22.09.2018 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Александра Борисова  в неделю 17-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением.

Ин., 9 зач., III, 13-17. Мф., 92 зач., XXII, 35-46.

Сегодняшний воскресный день называется Неделя перед Воздвижением, то есть перед праздником Воздвижения Креста Господня. Знаменательно, что этот праздник – второй праздник церковного года, который, как вы помните, начинается 1 сентября по старому стилю, по новому – это 14 сентября. И первый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, начало нашего спасения, приход в мир Той, Которая послужила этим звеном воплощения, звеном связи между Богом и людьми. И второй праздник – Воздвижение Креста Господня.

Нам сразу напоминается о смысле и предназначении жизни христианина и каждого человека. И настолько это важный праздник, что выделяются предшествующие и последующие дни: суббота перед Воздвижением, воскресенье – Неделя перед Воздвижением, и после Воздвижения тоже так же суббота и воскресенье. Полагается особое чтение. И сегодня поэтому было два чтения: первое – отрывок из Евангелия от Иоанна с этими знаменитыми словами: “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”, и второе чтение из Евангелия от Матфея: “какая наибольшая заповедь в законе”.

В первом чтении Господь напоминает Своим ученикам об этом древнем символе змея, который был сделан Моисеем по повелению Божиему в пустыне, когда за ропот израильского народа, вышедшего из египетского рабства, Бог поразил их множеством ядовитых змей и множество людей умирало.

И тогда Бог сказал взмолившемуся Моисею, чтобы он сделал медного змия, воздвиг его на шест и установил высоко, чтобы каждый мог увидеть, и каждый взглянувший получал исцеление.

Спустя несколько веков этот символ был уничтожен одним из израильских царей, потому что он слишком много привлекал к себе внимания, всякое изображение вообще было тогда искусительно и отвлекало от веры в Единого Бога Израилева. И он был уничтожен, и сохранилась только память.

Это настолько был древний символ, что сейчас трудно объяснить его значение, и сколько я ни смотрел всяких комментариев, нет удовлетворительного объяснения – почему именно взглянув на медного змия люди исцелялись от укуса ядовитых змей. Возможно, какие-то есть здесь объяснения, но во всяком случае Господь упоминает это именно в связи с тем, что он был всем виден. И тот, кто глядел с верой вот на это средство Божие для спасения человека, получал исцеление.

И вот так же Крест будет виден всем. Так же то, что находится в центре, символ нашей христианской веры – Крест, он становится из орудия казни орудием спасения. И затем вот эти удивительные слова, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Потому что, в самом деле, мы видим мир, полный не только прекрасных видов природы, прекрасных людей, творчества, культуры, святых людей… Но мир исполнен и зла, гордыни, всяких ужасов и природных катастроф, и, в конце концов, главный враг человека – смерть. И вот Бог посылает Своего Сына, чтобы выступить против этого главного врага и победить его Своим Воскресением.

Недавно я перечитывал вновь одну фразу из проповеди митрополита Антония Сурожского, которому как раз посвящена упомянутая конференция, о том как один полковник во время гражданской войны, со стороны Добровольческой армии, посылает в разведку своего сына, причем очень опасную. Ему его друзья говорят: “ну что ж ты сына посылаешь на такое опасное дело?”. Он говорит: “я могу послать на опасное дело своего сына, а не чужого”. Только своего подвергнуть такой страшной опасности. Вот некая метафора для объяснения того, что Бог посылает Возлюбленного Сына, чтобы Он вышел на эту битву и победил Своим Воскресением.

Смотрите также:
Наибольшая заповедь

И евангельское чтение рядовое, о главной заповеди, оно вообщем-то близко очень соотносится с тем чтением, о котором мы сейчас говорили. И Господь говорит о том, что главная заповедь – любить Бога, всей душою, всем помышлением, всею крепостью, и ближнего как самого себя. И в сущности, ответ Его на искушающий вопрос фарисея был совершенно безукоризнен, никто не мог здесь Его упрекнуть. Действительно, это заповеди, о которых говорилось в древности, и которые Господь вновь выводит, так сказать, на первый план. И вот они – главные в жизни человека.

И Господь, вслед за этим, задает искушающим Его фарисеям самый главный вопрос нашего спасения, на который они вообщем-то не обращали внимания, как обычно мы не обращаем внимания на текст очень хорошо известный. Подобно тому как Господь утверждал, что есть воскресение, говорил: “что сказал Бог Моисею, когда явился при Купине? Я Бог Авраама, Исаака и Иакова”, которые уже в это время не были живы. “Разве Бог есть Бог мертвых? Нет, Бог живых. Значит, у Бога живы все”. И вот тут тоже Он приводит всем известные слова Давида, сказанные Давиду: «Рече Господь Господу Моему седи одесную Меня, доколе положу враги Твоя к подножию ног Твоих». То есть Давид промыслительно говорит о своем потомке, называя его не просто сыном своим, а Господом. Kyrios – Глава, Царь. И Иисус спрашивает: “как же он называет Его Господом, если Он сын ему?” Фарисеи молчали. Как-то вот этот очень важный вопрос никогда не возникал: почему так странно говорится? Очень часто мы проходим мимо каких-то вот таких трудных мест, полагая: “что-то такое непонятное, ну и ладно”. А в этих случаях быть может окажется, что это – как раз самое главное для нас. Потому что в сущности Господь ставит вопрос: Мессия – сын Давида или Господь Давида? Или одновременно и то, и другое? И ответ был в Том, Кто стоял перед ними, в Иисусе из Назарета. Он и сын Давида, и Господь, Который над Давидом, Который будет царствовать над миром вовеки, и не просто над одной отдельно взятой страной, спасая ее от врагов, а над всем миром, спасая его от главного врага – смерти.

Смотрите также:
О несении креста

И последующие события: арест, распятие, смерть Христа – это не просто какое-то неблагоприятное трагическое стечение обстоятельств. Это был путь к исполнению этих двух великих заповедей – о любви к Богу и к человеку.

И заповеди Евангелия – это не просто правила хорошего поведения. Это – приглашение в мир Божий, который называют Царствие Небесное. “Да придет Царствие Твое”.

Где ненависть и гордость постепенно исчезнут, а их место займет любовь. Таким образом, мы видим, что нам Господь открывает Себя, Мессию, как Спасителя не только отдельной страны, как ожидали в Израиле, а Спасителя всего мира. Предлагает нам этот путь, и призывает нас к участию в этом Его труде и страдании, в этом Его спасительном служении, говоря нам: “братья Мои”.

Картины Джеймса Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *