Воскресное Евангелие: Исцеление расслабленного, как спастись от греха?

by on 04.03.2018 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие  игумена Агафангела (Белых) в неделю 2-ю Великого поста.

Мк., 7 зач., II, 1-12.

Христос приходит в сотворенный им мир и исцеляет душу от греха. У человека есть четыре помощника в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание воздерживаться от зла и молитва к Богу. Так толкуют святые отцы евангельскую историю об исцелении расслабленного, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет. 

Мало кто обращал внимание на то, что среди множества городов, упоминаемых евангелистами, только один носит название «своего города» Иисуса. Так его именует Матфей: «…и прииде во свой град». И это не Вифлеем, где родился, Господь, Не Назарет, где Он вырос, и даже не Иерусалим. Это Кфарнахум, – «дом утешения», один из городов, где наиболее явлено было сил Его, который «вознесся до неба» и которому суждено за неверие низвергнутся до ада: «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

Библейскому Капернауму ныне уже более двух с половиной тысяч лет. В евангельские времена этот рыбацкий поселок процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через него пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. Окрестный народ промышлял на жизнь добычей местной галилейской рыбки тиляпии, – ее до сих пор предлагают в тамошних ресторанах, как «рыбу апостола Петра». После завоевания Палестины римлянами в городе находились отряд легионеров и таможня на пути из Кесарии в Дамаск.

Котарбинский Вильгельм. Проповедь в Капернауме

Именно в Капернауме Христос поселяется после заключения под стражу Иоанна Предтечи, там звучит Его первая проповедь о близком Царстве Небесном, там Он призывает на апостольское служение Петра, Андрея, братьев Зеведеевых: Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея.

Смотрите также:
Там соберутся орлы…

Была зима. «Молитесь, чтоб бегство ваше не случилось зимою», – говорил Спаситель, пред-сказывая разрушение Иерусалима. Дороги в Палестине зимою от непрерывных дождей становились непроходимы. Христос возвращается с проповеди по галилейским селениям обратно в Капернаум, потому что путешествие в это время было затруднительным и опасным. В этом небольшом селении на берегу озера Кинерет, кстати, самого низкого в мире пресноводного водоема, – 200 метров ниже уровня мирового океана, известного нам как Тивериадское (или Генисаретское) море, все от мала до велика знали Учителя, поэтому, когда прошел слух о том, что он вернулся в город, многие, по обычаю, пришли чтобы послушать Его.

Также, по обычаю, к нему приносили больных для исцеления: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям» (Мк. 1:32). Народ теснился у входа в небольшое жилище Петра, – скорее всего, именно там находил пристанище Господь. И четыре человека, несшие на носилках парализованного, не смогли «за многолюдством» приблизится к Господу. Кто были эти люди, кем им приходился расслабленный? Мы этого не знаем.

Обычно принято рассматривать этот евангельский эпизод как свидетельство того, что молитва ближних за кого-либо способна повлиять на спасение. Что именно по вере принесших было даровано расслабленному и здравие, и прощение грехов. Но вот святитель Григорий Палама, его же день ныне мы празднуем, считал, что дело обстояло иначе. Действительно, в других случаях Христос не спрашивал веры ни с дочери Иаира, ни с дочери хананеянки, ни со слуги сотника, ни с сына царедворца, там же, – в Капернауме. Но в этих эпизодах и не возможно было требовать веры от самих исцеленных: дочь Иаира была мертва, дочь хананеянки – безумна, слуга сотника и сын царедворца вообще находились в других местах.

Здесь же – расслабленный был рядом и, более того, паралич тела вовсе не означает отсутствия воли и разума. Тяжелая болезнь приподняла его над житейскими заботами и плотскими удовольствиями, – тем, что препятствует деятельной вере. Он был грешник, этот человек, лежащий на носилках и не могущий пошевелиться, и болезнь его была страшной: часто паралич заканчивался скорой смертью. Ветхозаветный закон ясно говорит о том, что наказанием за грех является смерть. Телесная немощь в логике Откровения, – следствие искажения человеческой природы преступлением Божией воли. И расслабленный хорошо понимал эту ужасающую логику высшего закона нашего естества. Но благая надежда двигала им и его ближними, готовыми нарушить общественный порядок, разрушить глиняную крышу чужого дома, ставшего для них обителью последней надежды, и войти в это пространство особого присутствия Божия ради того, чтобы сотворить дело любви.

Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, надо сначала уничтожить последствия греха. Видимо, расслабленный едва надеялся получить прощение, почему Спаситель и ободрил его словами: «Дерзай, чадо!» – так в этом месте у Матфея. Он был кающийся грешник, этот человек, и именно поэтому Христос, видя веру их – его и его друзей, вначале произносит слова о прощении его грехов, а потом уже, обличая неправедные мысли фарисеев, приказывает ему предстать перед всеми в здравом теле.

Великий Предвечный Логос, «имже вся быша», нисходит во град Свой, – в сотворенный им мир, и исцеляет душу, несущую на себе последствия греха, – смертельное расслабление и болезнь. Четыре помощника человеку в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание на будущее воздерживаться от зла и молитва Богу. Так образно толкуют святые отцы эту евангельскую историю, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет.

В Евангелиях только у Марка и только в этом отрывке говорится, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи. И если мы слышим от Него этот ободряющий призыв: «Дерзай, чадо», у нас остается лишь один вопрос: что сделать далее, чтобы услышать, подобно Капернаумскому расслабленному, – «Прощаются тебе грехи твои»?..

игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), координатор сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела

Источник 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *