Ближний – наш пропуск в Рай

by on 06.03.2021 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие протоиерея Георгия Климова в неделю о Страшном суде.

Мф., 106 зач., XXV, 31-46.

На воскресной литургии читается евангелие о Страшном суде. Людей на нем разделят на овец и козлищ, последних отправят в огонь вечный. Но неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Неужели его не выслушают, не простят? 

Смотрите также:
Евангелие о любви

— Рассказ о Страшном суде ошибочно называют притчей, возможно потому, что он находится в одном ряду с двумя другими повествованиями, которые действительно притчами являются – «о десяти девах» и «о талантах»: в них встреча со Христом описана образно и символично. Но когда мы слышим слова Господа: «Когда придет Сын Человеческий и все святые ангелы с ним…», то должны понимать, что это непосредственное откровение Бога о том, как все будет. Образным является только деление людей на козлищ и овец.

В чем же разница между теми, кто уподоблен овцам, и теми, кого Христос сравнил с козлищами? Первые имеют любовь к Богу, вторые имеют любовь к себе. Как на Суде это проверяется? Отношением к ближнему. Христос не случайно на Суде уравнивает Себя с ближним: что сделали ближнему, сделали Мне.

Страшный суд. Сикстинская капелла (фрагмент)

Как же связаны любовь к Богу и любовь к человеку? Почему ближний — наш «пропуск» в Рай?

Еще у ветхозаветных иудеев заповеди о любви к Богу и ближнему, по сути, были неразделимы: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40).

Невозможно, любя Бога, не любить ближнего — образ Божий. Бог есть Любовь, и если в человеке к Богу есть ответное чувство, то оно не может замкнуться в себе, или иными словами: любовь к Богу в человеке не способна быть невыраженной, не может не излиться, по подобию Божией любви, на остальное творение, на ближних, дальних, у святых — на всю тварь. Сердце, согретое любовью, способно и стремится согревать и сердца других.

Иногда можно услышать, что любить Бога «легче», чем ближних, ведь Господь не мстит, не обижает.. Ему помолишься — Он поможет. Он за нас на Крест пошел, страдал. Как же Бога не любить? Бог любит меня, я — Его.

На первых ступенях восхождения к Богу человеку бывает непросто понять, истинно ли он любит Бога и какова эта любовь. Он ходит в храм, исповедуется, причащается. Бог ему помогает, откликается на молитвы. И человеку может начать казаться, что у него с Богом «все хорошо»: он искренне Господа любит, читая Евангелие или размышляя о Его жизни, сострадает Ему. Но Христос предлагает человеку предельно простой критерий проверки этой любви: что ты сделал во Имя Мое, когда твой ближний нуждался? У апостола Иоанна Богослова есть довольно резкие слова на этот счет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»(1Иоан.4,20-21).

На Страшном суде Христос не спрашивает об отношении ближних к нам. Его вопросы как будто очень просты: накормил ли, посетил ли в темнице…

И, наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни, несмотря на все свои «обстоятельства», другого человека? Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то — насколько сердце наше стало милосердно.

В чем главная проблема отосланных в огонь вечный? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню. Но все это делали не потому, что при виде страданий другого человека от боли разрывалось их сердце, а потому, что знали о заповеди, требующей все это сделать: «Христос сказал — мы сделали». Они понадеялись, что «добрые дела» и являются пропуском в Царство Божие. Но при этом сердце их осталось холодным, незатронутым болью другого, милосердие как-то обошло его стороной, и потому оно осталось непригодным для блаженной вечности.

У святителя Игнатия Брянчанинова есть слова о том, что спасение, совершенное Господом, — это величайший акт милосердия, дар неизреченной милости Божией. И этот дар может быть принят расположением сердца, настроенного исключительно милостью по отношению ко всем. Сердце немилосердное не способно к блаженной вечности – оно, подобно крепко запертым вратам, не может впустить в себя Божественного дара спасения.

Поэтому Господь так печется о состоянии наших сердец. И первым шагом на путях стяжания милосердия выступает необходимость очищения сердца. Понятно, что речь идет о покаянии, то есть изменении себя. И здесь Христос помогает нам понять, в чем заключается это изменение: мы должны успеть научиться еще здесь, на земле, жертвенной отдающей любви, той любви, которая, растрачивая мои силы, время, душевный покой, и открывается ближнему радостью, светом, надеждою.

В. Киреев. Зеркало

Но откуда взять на все это силы? — Только Сам Христос может дать нам силы на жертвенную любовь. Одним своим желанием и произволением человек на жертвенную любовь не способен, потому что мы сами у себя — на первом месте, мы зациклены, замкнуты на себя, нас интересует лишь собственная выгода. Только Христос учит нас любви, которая «не ищет своего» и способна душу положить за други своя, готова благословлять проклинающих и прощать врагов. В этом Он наш самый первый помощник, потому что Сам — такая Любовь: Он первый так послужил нам, пойдя на смерть нашего ради спасения, первый на Кресте простил распинающих.

Но вот овцы отделены от козлищ, козлища посланы в огонь вечный. Неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Пожалел, что не научился любить. Неужели его не выслушают, не простят?

Смотрите также:
Суд по правде

Здесь можно вспомнить притчу о званных на пир (Мф. 22:1-14). Всех позвали, кого только нашли. Но пришел один не в брачной одежде, то есть не подготовившийся к встрече с Богом. Его спросили с участием: «Друг, как ты попал сюда не в брачной одежде»? Казалось бы, он мог ответить: «Прости меня, Господи, я увидел, что Ты — Любовь, я пойду, переодену свою запачканную грехами одежду и надену чистую», — то есть у него была возможность покаяться. Но он «молчал». И выброшен был во тьму внешнюю. Писание, таким образом, свидетельствует о невозможности покаяния на суде! Почему?

Потому что нельзя, всю жизнь проведя лениво, закоснев в жестокосердии, в один миг стяжать дар жертвенной любви. Христос говорит: «Не приходит Царство Божие приметным образом»(Лк.17:20), что значит постепенность его стяжания на путях борьбы с собственным эгоизмом: борьбы тяжелой и долгой. Именно в этом смысле говорят и святые отцы о земной жизни человека как о подготовке к вечности. Потому и страшен будет Суд, что человек увидит, да, Бог — Любовь, а он на эту Любовь никак не ответил, хотя и был для этого рожден. Не хватит дерзновения перед распятой за тебя, воскресшей, спасшей тебя Любовью чем-то оправдаться.

Но если в огонь вечный пойдут наши близкие? Сможем ли мы блаженствовать в Раю? Апостол Павел был готов пожертвовать своим спасением, чтобы спаслись иудеи. Моисей был готов пожертвовать собой, не входить в святую землю, только чтобы был помилован народ израильский. Действительно, какова любовь человека к Богу, такова и его жертвенность ради ближнего. Что можно сказать о нашем уповании? Все, что за чертой Страшного суда, связано уже с тайной будущего века. Можно только сказать с верой, что Бог, который Сам есть Любовь, в Своем могуществе и силе способен разрешить и драматические рассуждения о том, спасен ли будет мой ближний «из огня вечного». Мы не знаем. Но Бог знает, и мы верим, что если мы переживаем о наших ближних, потому что любим их и желаем им спасения, то тем более Бог, ради нас восшедший на Крест.

протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва), преподаватель Нового Завета кафедры библеистики МДАиС

Источник

 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *