Иоанн Златоуст: проповедник и обличитель

by on 26.11.2023 » Add the first comment.

26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Свое прозвище — Златоуст — он получил за дар проповеди. Но вместе с этим Златоуст вошел в историю и как человек, у которого достало мужества открыто выступить против власти — погрязшей в роскоши и забывшей о нуждах народа...

Крестный путь

Воины вели его, больного старика, днем и ночью — не давая времени, чтобы напиться и отдохнуть. Палило солнце, старика мучили головные боли. Он не мог смотреть на свет и большую часть пути был вынужден идти с закрытыми глазами.

Так, под конвоем, ведомый в ссылку в далекий Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии), заканчивал свою жизнь святитель Иоанн Златоуст — проповедник, автор литургии, толкователь Священного Писания, попавший в опалу из-за обличения императорской семьи.

Палладий Еленопольский, современник и друг Златоуста, пишет: «Солдатам, которые сопровождали его к месту заточения, дали понять — если святитель умрет от изнеможения по дороге в Питиунт, они получат большую награду». И вот они вели его, подгоняя копьями, прилагая все усилия для того, чтобы тяготы умертвили Иоанна.

В одну из ночей конвой остановился на ночлег у города Команы в храме святого мученика Василиска. Палладий сообщает, что ночью Златоусту было видение: святой мученик явился к нему и сказал: «Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой». Утром конвой двинулся дальше, но скоро в пути Златоусту стало плохо, и солдаты вернулись в церковь Василиска. Там учитель Церкви и скончался, произнеся перед смертью знаменитые слова: «Слава Богу за все!»

Иоанн Златоуст. Иконостас Благовещенского собора Московского кремля. Деталь.Феофан Грек.1405

Златоуст

Он родился около 347 года в Антиохии, одном из крупнейших городов Римской империи. Новозаветный текст «Деяния Святых Апостолов» говорит, что именно здесь учеников Христа впервые стали называть «христианами». К моменту рождения Иоанна христианство существовало в империи в легальном статусе. Правда, в 361 году (будущему учителю Церкви было тогда 14 лет) на трон взошел Юлиан Отступник, который попытался возродить язычество, но эта попытка не удалась. Уже спустя два года Юлиан погиб в бою с персами. По этому поводу историк Феодорит Кирский сообщает: перед смертью император признал свое бессилие перед распространяющимся христианством. «Ты победил меня, галилеянин!» — якобы воскликнул он перед смертью, имея в виду Христа (впрочем, ряд ученых полагает, что эту фразу приписали императору позже и «раскаяния» с его стороны не было).

Таким было время юности Иоанна Златоуста. Житие говорит: будущий святитель рано потерял отца и остался на попечении матери. Та целиком посвятила себя воспитанию сына: Иоанн учился у лучших философов и риторов, но потом отошел от наук античности и стал изучать Священное Писание.

Лишившись матери, он принял монашество — удалился в уединение и провел два года в полном молчании. Известно, что еще до ухода его хотели рукоположить в пресвитеры, но он отказался. Тогда же он написал знаменитые «Шесть слов о священстве», где объяснял свой отказ: «Я боюсь, чтобы, приняв стадо Христово здравым и крепким и потом по невнимательности причинив ему вред, мне не прогневать против себя Бога».

И все же по возвращении из затвора ему пришлось принять на себя эту ответственность — его рукоположили сначала в дьяконы и затем (это событие датируют 381 годом) в пресвитеры. Новый сан обязывал к публичным проповедям — именно здесь после двух лет молчания раскрылся проповеднический талант Иоанна, и появилось прозвище, под которым он вошел в историю: Златоуст, Золотые уста.

Конфликт

О проповеднике, к которому стекалась вся Антиохия (а кроме устных проповедей Иоанн много писал), узнали в Константинополе. В 397 году почил константинопольский архиепископ Нектарий. Новый император Аркадий пригласил Златоуста занять опустевшую кафедру.

Иоанн начал с того, что распродал убранство архиепископских покоев и устроил на вырученные деньги больницы и гостиницы для паломников. Сам он, по свидетельству современников, довольствовался малым: отказывался от приглашений на обеды к императорскому столу, жил скромно.

Следующим шагом стали призывы к совершенству священства — Златоуст порицал священников за любовь к роскоши, чревоугодие, пренебрежение постами.

«Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли?

Корыстолюбивые богачи — это какие-то разбойники, засевшие при дороге, грабящие проходящих и зарывающие имущества других в своих кладовых… как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия»…

Свт. Иоанн Златоуст

Он много занимался миссионерством — отправлял миссии в те места, где ходили апостолы, но вера оставалась слаба. Он писал толкования библейских текстов, составил чин литургии, писал письма против ересей.

Император Аркадий был слаб, фактически всеми делами империи заправляла его супруга Евдоксия. Положение Иоанна Златоуста пошатнулось, когда он открыто выступил против притязаний императрицы на имущество одного опального вельможи. Позже этот конфликт перерос в открытое гонение святителя. Императрице донесли, что именно ее Златоуст имел в виду, когда обличал в храме суетных женщин и их тягу к мирским благам. Стерпеть этого Евдоксия не могла. По ее настоянию в 403 году собрали Собор епископов — он приговорил Златоуста к смертной казни за оскорбление императрицы. В последний момент в дело вмешался император, и казнь заменили ссылкой.

Эта первая ссылка длилась всего несколько месяцев: по свидетельствам современников, народ вышел на улицы Константинополя, требуя вернуть своего пастыря. Императорский двор был вынужден уступить, однако уже в 404 году новый Собор вновь отправляет Златоуста в изгнание — местом ссылки выбирают город Кукуз в Армении. Златоуст находится там, но его высокий авторитет в империи остается прежним: за два с небольшим года ссылки Иоанн отправляет более 200 писем епископам по всему миру. В них он занимается тем же, что делал и на кафедре в Константинополе: толкует спорные места Писания, обличает пороки и — главное — призывает своих последователей держаться, будто это они, а не он находится в ссылке.

Летом 407 года из Константинополя приходит новый приказ: отправить святителя в абхазский Питиунт, на самые задворки тогдашней империи. В сопровождении конвоя он отправляется в свой последний путь…

Перенесение мощей Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Возвращение

Его мощи вернулись в Константинополь спустя 31 год — об этом распорядился новый архиепископ Константинополя Прокл, ученик Златоуста. Житийные источники сообщают: в годы архиепископства Прокла город постигли бедствия — сначала земные толчки, затем затопление. Прокл счел буйство стихии наказанием за неправедную жизнь горожан и в том числе карой за изгнание Златоуста.

Церковные историки пишут: когда ковчег с мощами Иоанна въехал в Константинополь, толпа приветствовала его на улицах. Народ, встречая своего пастыря, восклицал: «Прими престол свой, отче!» Мощи святителя находятся в Константинополе и ныне: в 1204 году их вывезли в Рим после Четвертого крестового похода, когда город был разграблен крестоносцами, и вернули обратно только в 2004 году.

Михаил Боков

На анонсе: Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Источник 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *