«Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»…

by on 29.09.2017 » Add the first comment.

На протяжении одной недели сентября этого года, знаменующего столетнюю годовщину великой русской трагедии — революции 1917-го года, в Москве произошли два знаковых события. 22 сентября на «Аллее правителей» в центре Москвы — веренице скульптурных изображений российских князей, царей и советских вождей — появились бюсты Владимира Ленина и Иосифа Сталина. А 27 сентября на Бутовском полигоне, месте массовых расстрелов времен Большого террора, открылся самый большой в России мемориал жертвам репрессий — «Сад памяти».

«Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
(2 Кор.6:15)

Памятники Сталину в последние годы стали появляться во многих городах России. Чаще всего это небольшие бюсты, которые установили местные жители — на территории школ, местных музеев, региональных отделений КПРФ. Однако до этого дня памятник Сталину не открывали с такой помпой — с участием оркестра, высокопоставленных чиновников от культуры, политиков и деятелей искусства.

Создать «Аллею правителей» придумали в Российском военно-историческом обществе, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский. Сам он в пятницу открывать памятник Сталину не приехал. Сейчас на аллее 40 бюстов — от Рюрика до Керенского, а теперь и Ленина с Горбачевым.

Создатели аллеи настаивали, что всё это российская история — такая, какая есть, без прикрас. В рамках такого подхода почти напротив расстрелянного большевиками Николая II в пятницу встал новенький, золотистый памятник Ленину.

А на Бутовском полигоне открылся мемориальный комплекс «Сад памяти», который посвящен жертвам репрессий 1937– 1938 годов. Здесь были расстреляны 20 762 человека. Мемориальный центр «Бутово» создан в 2002 году при храме Новомучеников и исповедников российских в Бутово. В 2017 году здесь открыт «Сад памяти» — единственный в России сад-памятник, установленный на месте захоронения жертв массовых репрессий 1937-1938 годов.

 

 

Выполненный как расстрельный ров глубиной в два метра и длиной в 300 метров, он во всю длину сопровождается мраморными плитами с именами тех, кто был расстрелян здесь с августа 1937 по октябрь 1938 года. Всего 20 762 человека.

Имена на мемориале расположены по датам расстрелов. Самый короткий список состоит из 11 фамилий, самый длинный — из 562, столько людей было расстреляно здесь 28 февраля 1938 года: в конце короткого месяца чекистам понадобилось работать сверхурочно, чтобы выполнить месячный план расстрелов. Если предположить, что в тот день они работали круглые сутки, то, выходит, им приходилось убивать по 24 человека каждый час…

В 1970-е тринадцать крупных захоронений Бутовского полигона были замаскированы сотрудниками КГБ под яблоневый сад. Теперь он стал частью мемориала. В самом конце его установили большой колокол: ударить в него может каждый, и открытие памятника сопровождал беспрерывный гулкий звон.

Спускаясь в ров, посетители символически оказываются под землей, вровень с теми, кто захоронен рядом

Сюжеты об открытии мемориала показали все центральные телеканалы — кажется, впервые за долгий срок слово «репрессии» звучало на них так часто. Почти никто из официальных лиц на открытие памятника не приехал…

Что мы знаем о своих новомучениках, людях, которые жили рядом с нами совсем недавно и предпочли скорее умереть, чем отказать от того, чем мы иногда не очень дорожим? Как храним их память? Потомок новомученика протоиерей Кирилл КАЛЕДА считает, что современному обществу память о новомучениках крайне неудобна, и вот почему:

«Приходится констатировать, что, наряду с тем, что в честь новомучеников освящаются храмы, при крещении люди принимают их имена, до сих пор встречаются храмы (в том числе и в Москве), в которых служил прославленный в лике святых священник или молился мученик мирянин, а иконы этому святому в храме нет.

Причина в том, что мы не готовы изменить наше отношение и наше сознание. Потому что, если мы осознаем, что это явление действительно было, то нам придется согласиться, что произошедшее в ХХ веке, то, за чем наш народ устремился, было утопией не только в социальном плане, но и в духовном.

Да, мы отказались от построения Царствия Небесного в отдельно взятой стране. Но посмотрите вокруг, теперь мы прилагаем все наши усилия для того, чтобы построить Царствие Небесное в отдельно взятом коттедже! По большому счету ничего не изменилось. Если мы признаем эту ошибку, то мы должны признать, что мы занимаемся повторением того, что делали наши предки в ХХ веке. А мы этого не хотим. И в государственном, общественном сознании эта тема очень неудобна. Потому что если мы ее раскроем, она заставит нас изменить наше отношение к жизни, изменить наше поведение, а мы этого не хотим. Нам удобно жить так, как мы сейчас живем. Тогда разграбили государство и сейчас продолжаем делать то же самое. За примером ходить далеко не надо, включите телевизор. Причем грабят люди, которые по идее должны государство защищать.

Вы знаете, когда мы совершим что-то нехорошее, нам становится стыдно за это, и мы стараемся нашу совесть заставить замолчать, сказать «да ладно тебе», стараемся ее чем-то усыпить. И потом о нехорошем поступке, за который нам стыдно, мы стараемся не вспоминать. Особенно, когда нет покаяния. Если мы покаялись и осознали, что совершили какое-то греховное действие, то, после покаяния, мы можем о нем говорить. А когда мы не раскаялись, то нас наша совесть нас клюет, и мы стараемся произошедшее не вспоминать. То же самое происходит сейчас с нашим обществом. А Церковь в какой-то мере является частью общества».

Очень точно относительно времени репрессий сказал Александр Твардовский в своей поэме «По праву памяти»: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу».

А в это время в Петрозаводске продолжается суд над краеведом, историком-любителем, председателем карельского «Мемориала» Юрием Дмитриевым. Причины преследования историка — его неустанные поиски захоронений времен массовых репрессий и резкие, честные заявления. Пару лет назад Дмитриев, выступая в присутствии республиканских чиновников, сказал: «Помянуть людей, убитых властью, — это уже гражданская позиция. Нас можно обманывать, можно пугать тюрьмой, нас можно сажать в лагеря, нас можно убивать. Но весь народ эта власть не посадит и не убьет. В конце концов с нее будет спрошено. Дорогие мои братцы и сестры, что-то надо с этой властью делать. Самое главное — не бойтесь».

В 1930-е годы урочище Сандармох под Медвежьегорском использовалось как место расстрела и захоронения осужденных жителей Карелии, ссыльных «трудпоселенцев» и заключенных Беломорско-Балтийского лагеря НКВД. С 27 октября по 4 ноября 1937 года в Сандармох были привезены и расстреляны 1111 заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначения, в числе которых многие выдающиеся деятели науки, культуры, религиозной и общественной жизни Татарии, Удмуртии, Республики немцев Поволжья, Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и других регионов бывшего СССР. Захоронение было обнаружено в 1997 году поисковой группой Петербургского и Карельского «Мемориала» (Вениамин Иофе, Ирина Флиге, Юрий Дмитриев).

Строительство Беломорканала, 1933 год

Духовой оркестр Беломорско-Балтийского канала. Район Повенца, 1930-е годы

Осенью 1997 года общество «Мемориал» и правительство Республики Карелия официально открыли в Сандармохе мемориальное кладбище и установили первые памятные знаки на обнаруженных могильных ямах. Тогда же было принято решение учредить ежегодный Международный день памяти жертв, приурочив его к 5 августа – дате начала в 1937 году первой, самой массовой и одной из самых жестоких «массовых операций НКВД» периода Большого террора – так называемой «операции по приказу 00447».

Титульный лист газеты «Перековка», 20 июля 1933 года

Петрозаводск, Карелия

На анонсе: Э. Вейдеманис. Москва. Бутово. Расстрельный полигон НКВД. 1937 – 1938 (1999-2003)


Источник

Смотрите также: Гробницы пророкам

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *