В день Преображения отошёл ко Господу художник Михаил Копьёв

by on 24.08.2017 » Add the second comment.

19 августа после продолжительной болезни в Вологде на 71-м году жизни скончался известный художник Михаил Копьев.

Михаил Копьев — автор исторических и историко-аллегорических, жанровых произведений, портретист, анималист, сценограф и иллюстратор. Член Союза художников России, заслуженный художник РФ. Родился в 1947 году в Уфе. Окончил Уфимский институт искусств, затем продолжил образование в Академии живописи им. Репина в Санкт-Петербурге. После окончания учебы занимался в Уфе преподавательской деятельностью и много лет работал в драматических театрах. Ряд произведений художника хранится в Башкирском художественном музее им. М. Нестерова.

В Вологду Михаил Копьев переехал в 1986 году, когда был сложившейся творческой личностью. Сотрудничал с вологодскими театрами, преподавал на кафедре архитектуры и дизайна ВоГТУ. Автор идеи проекта «Русская эмиграция: люди и судьбы». Проект включает в себя портреты представителей русской эмиграции первой волны и записи их воспоминаний.

Из Уфы в Вологду
Михаил Копьев родил­ся в Уфе. Он рано на­чал рисовать, и это увлечение поддерживала вся его семья, особенно мама. «С детства помню себя с каран­дашом в руках, – говорит Ми­хаил Васильевич. – Мама, а она принимала во мне очень большое участие, с 8 лет во­дила меня в зоопарк с натуры рисовать животных».
.
Михаил закончил Инсти­тут искусств в родном городе, затем продолжил свое образо­вание в Академии живописи им. Репина в Санкт-Петербурге, после чего занимался препо­давательской деятельностью и много лет работал в драмати­ческих театрах Уфы. В Вологду Михаил Васильевич приехал в 1986 году, ему было почти 40 лет, и он уже был сложившейся творческой личностью. Причи­ны переезда не были ни политическими, ни семейными. По словам художника, в Вологде он нашел соответствующее его духу пространство для жизни: «Я всегда занимался всем: пре­подавательской деятельностью, театром — по образованию я те­атральный художник тоже. И в 80-е мой друг Баронов (первый режиссер ТЮЗа. – Прим. ред.) пригласил меня сюда, чтобы придумать ряд спектаклей. Меня очень сильно как худож­ника интересует история и ду­ховность. На вологодской зем­ле просияла треть всех россий­ских святых. И этот город не только музей, здесь не преры­вается духовная жизнь. Один мой друг художник сказал: «Та­кое впечатление, что тебя здесь в небо подбросили».
.
.
Время переезда в Вологду совпало с тем, что Михаил Васильевич оставил театр и стал заниматься станковой живописью. Хотя все же нель­зя сказать, что оставил совсем. Копьев продолжал сотрудни­чать с Театром для детей и молодежи. Не прекратил он в Вологде и преподавательскую деятельность – работал в ВоГТУ на кафедре архитектуры и градостроительства. «У Миха­ила Васильевича своя система преподавания, — рассказывает Ираида Валентиновна Копьева. – Прослушав его лекции, люди начинают по-другому относиться к творчеству во­обще. Некоторые из студен­тов до сих пор приходят к нам в гости, мы их очень любим. Двое — преподают в Китае, очень талантливые люди».
.
.
Последний император
.
.
Августейшая сестра милосердия
.
Религия и история
В 2005 году Михаил Копьев оказался в непростой жизнен­ной ситуации, которую, по сло­вам и друзей, и врачей, преодо­лел очень мужественно и прак­тически сразу начал работать. Последние пять лет им заново написано большое количество картин, которые составят экс­позицию юбилейной выставки в картинной галерее под услов­ным названием «Взгляд худож­ника. ХХ век».
.
«Последнее время у меня все концентрируется на двух темах – религиозной и исто­рической, — рассказывает Ми­хаил Копьев. — Тема религии занимает у меня очень боль­шое место. Я критически от­ношусь к себе. Но раз мне дано касаться такой темы, то ее надо касаться. Но даже когда я обращаюсь просто к бытовой теме, то я хочу сохра­нить то ощущение дыхания вечности, которое есть в этом мире. Оно есть все время, оно ощущается всегда, только мы не всегда его чувствуем, мы ко многому просто привыкли». На протяжении двадцати пяти лет Михаил Васильевич периодически обращается и возвращается к этим двум главным для него темам.

.

Император и насаледник

В разные годы Копьёв напи­сал ряд исторических портре­тов — Петра I, императора Ни­колая II, Александра II, а также поэтов — Пушкина, Блока, Хлеб­никова, Северянина. Кроме того, художником были выпол­нены портреты композитора В.А.Гаврилина, которые стали символом Международного Гаврилинского фестиваля, про­ходящего в Вологде; один из самых известных и популяр­ных портретов Николая Рубцо­ва; портрет Варлама Шаламова, который можно увидеть в Доме Шаламова, а также портрет по­эта Михаила Сопина, передан­ный в дар картинной галерее.
.

Портрет Шаламова

Копьев – автор идеи социо­культурного проекта «Русская эмиграция: Люди и судьбы», который включает портреты представителей первой вол­ны русской эмиграции и за­пись их воспоминаний. Встре­чи с людьми, которые еще помнят ту Россию, дали боль­шой толчок художнику для работы в этом направлении.
.
«Очень большое значение для меня имела в свое время встреча с русской эмиграци­ей, — рассказывает художник. — Они очень любят нашу стра­ну. Кстати, вот что интерес­но, та эмиграция не любит нынешнюю, они говорят: «А кто вас выгонял из страны?» Когда люди оказываются в таком окружении, не совсем родном, они острее чувствуют свою предназначенность. В них концентрируется то, что в привычных условиях было более размыто». Результатом тех встреч стала книга Копье-вых «И мой шатер был мне Римом». Ираида Копьева от­вечала за литературную часть книги, а Михаил сделал цвет­ные графические портреты эмигрантов первой волны.
.
.
Молитва
.
Эти два направления – исто­рия и религия настолько серьез­ны, что требуют осмысления, поэтому они и всплывают по­стоянно, поэтому и растянуты во времени. «Иногда мне го­ворят, что я опрокидываюсь в прошлое. Но правильное отношение к историческому прошлому формирует лич­ность народа, – говорит Миха­ил Копьев. – И я считаю своим определенным долгом особен­но внимательно отнестись к истории Первой мировой вой­ны. Потому что эта война так или иначе затронула каждую семью всех сословий дорево­люционной России. Кроме того, никакая другая страница истории не была так извращена, не было столько сил затрачено, чтобы стереть этих героев из па­мяти народной. И своеобразную ущербность эту надо изо всех сил устранять».
.
«Я глубоко согласен с тем, — говорит художник, — что искус­ство при всем наслаждении, которое оно может давать, никогда не перерождает чело­века. Я думаю, что зрители от восприятия изобразительного искусства получают некото­рые дополнительные духов­ные силы».
.
Елена Архангельская

Источник
.

.

.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

One Response to В день Преображения отошёл ко Господу художник Михаил Копьёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *