В чём смысл прощёного воскресенья?

by on 12.03.2016 » Add more comments.

230549.p

13 марта – прощёное воскресенье.

Канун Великого поста – прощёное воскресенье. Почему пост предваряется прощением? Кто и зачем прощает в этот день, и сам просит прощение? И как связаны с прощеным воскресением евангельские чтения предыдущих недель? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Прощёное воскресенье вводит нас во дни Великого поста. Но давайте вспомним, какие евангельские воскресные чтения предваряют это событие.

Это Евангелие о Закхее – о самом плохом человеке в городе Иерихоне (см.: Лк. 19: 1–10). Это Евангелие о блудном сыне – о самом плохом человеке в семье, который, живя распутно, расточил имение своего отца (см.: Лк. 11–32). Это Евангелие о мытаре и фарисее – о самом плохом прихожанине (мытаре) (см.: Лк. 18: 9–14).

Каким-то удивительным образом Закхей оказывается избранником Христа, хотя он был начальник мытарей, человек хоть и богатый, но презренный среди иудеев. И оправданным в глазах Бога оказался мытарь, который был не столько прихожанином, сколько прохожанином, а не фарисей, который имел полное основание считать себя образцовым прихожанином: он постился два раза в неделю, давал от всего, что имел, десятую часть. И блудный сын, который всё расточил, всё потерял, оказался прощенным.

Эти воскресные евангельские чтения как бы говорят нам: может быть, ты самый плохой член семьи; может быть, ты самое слабое звено на приходе; может быть, ты самый плохой человек в городе, как Закхей, – но если Христос входит в реальность твоей жизни, Он может всё поменять, всё изменить. И давайте вдумаемся в слова, которые произнес апостол Петр, входя в дом Корнилия: «И сказал им, вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником, но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10: 28). И пока нам Бог не откроет, что мы тоже не должны ни одного человека почитать скверным или нечистым, мы не сможем стать по-настоящему православными христианами.

proshhenie-20me

Именно потому, что мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других людей

Прощёное воскресенье – это время, когда мы просим прощения у других людей. Но для того, чтобы пережить прощение, нам надо научиться самим прощать. Вот именно потому, что мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других людей. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

В Евангелии о Страшном суде мы читаем, как Господь говорит: «Ты не накормил Меня, когда Я был голоден; ты не напоил Меня, когда Я жаждал; ты не посетил Меня, не навестил, когда Я был больной и в темнице, не одел Меня, когда Я был нагой» (ср.: Мф. 25: 35–36). И люди спросят: «Господи, когда мы Тебя видели больным, алчущим, жаждущим, в темнице, нагим?» Что делает Христос? Христос ставит знак равенство между Собою и любым другим человеком. Он говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 45). Вот в этом заключается универсальность христианства: служа любому человеку, мы служим Самому Христу. Ибо каждый человек – это достоверная икона Бога, ибо Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1: 26).

Входя во время Великого поста и осознавая, что пост – это настоящая весна для души, главной целью поста мы имеем покаяние. Собственное исправление, которое должно начаться с осознания собственной оскверненности, греховности и доброго взирания на других людей, доброго отношения к ним. И во время поста нам надо молиться и просить Бога о том, чтобы нам видеть свое собственное согрешение, как увидели свое состояние Закхей, блудный сын, мытарь, и не осуждать брата своего. Пусть течение поста принесет нам благословение и сообщит нам начатки подлинного покаяния.

Протоиерей Олег Стеняев

Источник

Смотрите также: Формула прощения

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

7 комментариев на «В чём смысл прощёного воскресенья?»

  • Вадим Волобуев говорит:

    А как же “если и церкви не послушается, то да будет тебе как язычник и мытарь”?

  • Вадим Волобуев говорит:

    И опять же – как прощать, если человек и не думает просить прощенья? А твои извинения по совершенно абсурдным и надуманным обвинениям только развязывают руки действовать в том же духе, если вообще воспринимаются всерьёз. Это и будет метанием бисера. Тут уж не до формы. Тут тебе, а стало быть и Богу, от имени Которого ты действуешь так, а не иначе, бросается тот или иной вызов. Обычно, в самом больном и незащищённом месте, в самое трудное время, от самых неожиданных людей.

  • Вадим Волобуев говорит:

    Не подумайте только, что я каким-то образом умоляю слова Петра. Просто, на мой взгляд, читая Писание нужно всегда помнить, что Христос – это дверь, как Он Сам о Себе говорит. Причём, дверь узкая. А дверь всегда имеет рамки – как сверху, так и снизу, как слева, так и справа. Нельзя бросаться из крайности в крайность. И если не ведающим, что творят людям он ещё мог чем-то помочь, молясь о них Отцу, то говорящим, что они видят, Он говорил прямо: “Грех ваш остаётся на вас”.

  • Вадим Волобуев говорит:

    Но возвращусь к первому посту и вопросу. Как прощать людей, которые идут в ад за то, что они идут в ад и не желают ничего слушать? Под разными предлогами – начиная с того, что они совсем другие, до того, что это ты недостаточно для них свят; иногда иезуитски вежливо, иногда просто переходя с личности на мордобой. Можно простить их за насмешки, угрозы, за их козни, но как можно заключать сделки с совестью? Это не значит, что ты обязательно – прав, безусловно. Но если ты думаешь так и видишь так, то как можно делать вид, что ничего не было и нет? И как можно извиняться за то, что ты не желаешь идти в ад сам? Опять же, вполне допускаю, что и тут ты можешь ошибаться во всём. Но коль ты выбрал для себя линию и она, на твой взгляд (а чаще и под влиянием тех же самых людей), не противоречит воле Божьей, то как можно от неё отворачивать, в угоду какому-то человеку, кем бы он ни был, или людям, даже если ты остаёшься один в итоге?

    Извините, за, может быть излишне пристальное внимание и щепетильность, а может быть и за всё остальное, на что мне тут прозрачно намекали: за недостаток любви, за гордость, за неверие философам, за искушения, через которые мне пришлось пройти и т.д, за всё. Жизнь прожить – не поле перейти, кому интересна эта составляющая.

    • Сергей С. говорит:

      Извините и Вы нас, Вадим, за возможно излишне резкие суждения Ваших убеждений, на которые Вы, безусловно, имеете право. “Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.” (Матф.7:2)

      А по поводу сегодняшнего праздника – увы, Вы во многом правы. Недаром его некоторые называют “Днём лицемера”…

      “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг…” (Откр.3:14).

  • Вадим Волобуев говорит:

    Спасибо и на том. А извинения за такие пустяки – это проще паренной репы. Извиняю. Хватает о чём призадуматься и без того. Иногда – буквально, за горло.

    • Сергей С. говорит:

      Ну, Бог простит и мы извиняем. А задумываться – это правильно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *