Счастье в духовном космосе

by on 02.09.2015 » Add the first comment.

«Я не историю монашества пишу, а только слежу с удивлением за тем ослепительным и единым потоком света, который идет от апостолов до преподобного Серафима или оптинских старцев и пребудет до конца веков»,— так объясняет (отчасти) Сергей Иосифович Фудель свою книгу «Путь отцов».

Профессиональные космонавты существуют на нашей планете с 1961 года. Но в последние годы появились еще и космические туристы. Это люди, которых космонавты берут с собой — не просто так, разумеется, а за космические суммы денег. Турист тоже проходит какое-то обучение, врачи убеждаются, что он в силах вынести перегрузки, но с космонавтом его сравнивать нельзя. Турист возвращается с орбиты на земную твердь, счастливый, переполненный впечатлениями, он рассказывает, показывает снимки, дает интервью, ну а потом… Потом все это уходит в прошлое, факт его полета перестает кого-либо волновать, и он живет дальше обычной жизнью состоятельного и благополучного человека.

Когда мы читаем святоотеческую литературу, нас можно сравнить с космическими туристами. Нас тоже берут с собой, временно освобождая от земного тяготения; нам тоже дают увидеть то, что мы сами, собственными усилиями, не увидели бы никогда. Мы пользуемся колоссальным трудом, многолетним подвижничеством авторов для того, чтобы получить неземное впечатление, познакомиться с духовным космосом. От нас не требуется при том больших материальных затрат, это понятно, но требуется все же определенная решимость и труд. А главное отличие нас, читателей, от космических туристов — то, что не могут, не должны для нас эти полеты вот так просто уйти в прошлое. Не для того мы открываем книги святых отцов, чтоб потом закрыть и забыть…

А не забыть в данном случае значит принять прочитанное в свою жизнь как руководство, как ориентир; последовать за авторами настолько, насколько хватит у нас сил и отпущенного нам земного времени. И вот это уже по-настоящему нелегко.

Полагаю, что книгу Сергея Фуделя «Путь отцов» можно рассматривать одновременно и как билет на космический корабль, и как бесценное содействие тому, чтоб наш полет не окончился приземлением и не ушел в прошлое. «Путь отцов» даже внешне отличается от других работ Сергея Иосифовича — «Церковь верных», «У стен Церкви», «Воспоминания», «Моим детям и друзьям», «Записки о Литургии и Церкви»; текст этой книги на 70 или более процентов состоит из цитат. Можно сказать, что перед нами конспект святоотеческой литературы, конспект на редкость четкий и толковый. На страницах книги мы встречаемся с блаженным Диадохом, Иоанном Лествичником, Григорием Синаитом, Пименом Великим, Максимом Исповедником, Симеоном Новым Богословом, Марком Подвижником, Варсонофием Великим и, конечно, русскими духовными наставниками. Представление о работе Фуделя даст, наверное, и оглавление: «Первоисточная сила», «О страхе Божием», «О подвиге и благодати», «О воздержании», «О любви», «О молитве» и наконец — «Осуществление ожидаемого».

Такой конспект необходим многим из нас, современных сверхзанятых людей, по той причине, что не хватает у нас ни сил, ни времени на изучение огромного святоотеческого наследия, очень трудного, совершенно не приспособленного к нашему восприятию. Но здесь необходимо сказать, в каких условиях и для кого трудился автор-составитель «Пути отцов».

Ровесник ХХ века, сын известнейшего в царской России тюремного священника Иосифа Фуделя, Сергей Иосифович прожил долгую жизнь, 77 лет, но жизнь эта вместила три ареста, двенадцать лет неволи, а меж ними еще и годы службы в армии, в войсках, охранявших военные грузы во время войны. Сергей Фудель был истинным исповедником веры Христовой в эпоху безбожия. Да простят мне читатели личное признание, выходящее, может быть, за рамки моей компетенции — я надеюсь, что он будет когда-нибудь канонизирован… Писать свои книги Сергей Иосифович начал довольно поздно, в 50‑х годах; «Путь отцов» завершил в городе Усмани Воронежской области, где работал счетоводом в артели «Красное знамя». Хорошо знавший Фуделя многострадальный епископ Афанасий (Сахаров), возглавлявший тогда календарно-богослужебную комиссию Московской Патриархии, поддержал в авторе надежду на публикацию его труда. Но увы: хотя и не закончилась еще пора относительного потепления власти к Церкви, хотя и знали Сергея Иосифовича в Издательском отделе Патриархии, издание «Пути отцов» оказалось невозможным. А в 60‑х работы Фуделя подхватил самиздат. В то время и Евангелие достать было невероятно трудно, что уж говорить о святоотеческих текстах: даже и для верующих это был неведомый мир, и конспект Фуделя стал своего рода окном в него.

С. И. Фудель, тюремное фото

Интересовались Фуделем и те, кто считал себя неверующим или, по крайней мере, нецерковным человеком. Благодаря ему иной свободомыслящий интеллигент узнавал, что Православие — не только мерцающие в полутьме свечки, потемневшие оклады икон и мелко крестящиеся старухи в черных платках, нет, это духовный космос, сердце которого — Бог.

С. И. Фудель в действующей армии (между двумя «отсидками»). Загорск. 1941

Фудель — это наука о радости. Путь отцов — это путь именно к ней. Она и есть «Осуществление ожидаемого» — так, напомню, называется последняя глава книги. Весьма распространено мнение, что христианская аскеза — это нечто мрачное, страшное, пожизненная скорбь, частокол запретов, самоистязание ради самоистязания; что христианину вообще предлагается всю земную жизнь страдать и терпеть, чтоб по смерти обрести вечное блаженство. Сергей Иосифович всю жизнь доказывал, что это не так: его опыт — это, как он писал, опыт личного счастья. «Цель христианского пути — обретение еще теперь, на земле, того Царства Божия внутри себя, которое, как утренняя заря, возвещает сердцу о дне вечном» — это слова самого автора­составителя «Пути отцов», а вот приводимые им слова Илии Пресвитера: «Кто не наслаждался здесь сими плодами духа, тот не может сподобиться наслаждения ими и там». Если мы, читая, вспомним, каким был земной путь раба Божиего Сергия — это «удостоверение счастьем» (тоже его выражение) станет для нас настоящим преодолением земного притяжения — выходом в космос…

Счастье человека, преображаемого благодатью Духа, не имеет, конечно, ничего общего с той эйфорией, в которую легко впадают сектанты, да подчас и некоторые православные тоже — на первых порах своего воцерковления. Путь к радости есть подвиг. «Подвиг, — пишет Фудель, — есть искание и стяжание любви. Но искание не есть домогательство: надо всегда видеть свое несовершенство и искать не «свершения пути» и не приобретения особых действий благодати, а покаяния и сораспятия Господу (…) Луч Царства Божия есть нечаянная радость, а то, что всегда предлежит человеку — это покаяние и смирение».

Но может ли космический турист стать космонавтом? А если и может, то всякий ли? Каждого ли зовет Господь в путь к истинной радости или это удел избранных? Разве не бывает так, что человек, прочитавший — даже с живым интересом! — книгу о христианском духовном пути, откладывает ее со словами «Это для избранных, а я обычный человек, у меня на это сил не хватит»? Автор-составитель «Пути отцов» убежден: Бог не делит Свои создания на особо избранных и рядовых: «Наше духовное бессилие, конечно, наполовину нами воображается для оправдания нашего бездействия. Что-то мы все-таки можем, но не очень этого хотим. Мы не хотим не только памяти Божией, но и памяти смерти». Это авторский текст, а вот цитата — Максим Исповедник: «Некоторые из братии думают, что они не могут иметь даров Духа Святого, ибо по нерадению об исполнении заповедей не знают, что имеющий истинную веру во Христа имеет в себе сокращенно все дары Божии. Но, поелику мы по безделию нашему далеко отстоим от деятельной к Нему любви, которая показала бы нам Божественные в нас сокровища, то справедливо почитаем себя чуждыми даров Божиих». Одной из целей Фуделя было — разрушить миф о том, что святоотеческая литература есть лишь учебник для «братии», то есть для монахов: неслучайно приложение к «Пути отцов» озаглавлено «О жизни в миру»: «Монастырь в миру есть борьба со своим обмирщением. Монастырь в миру есть то, чтобы, спускаясь в туннели метро, помнить Недреманное Око. Он есть то, чтобы Саровский лес возрос в пустыне души, в то время как человек окружен всем шумом истории».

Еще один разрушаемый Фуделем миф — во многом протестантский: «Всю эту аскетику придумали средневековые монахи, а в Евангелии об этом нет ни слова». Вот что пишет Сергей Иосифович: «В учении о духовной жизни, то есть о созидании в целом естестве человека нетленного храма для вселения Духа Божия вся суть учения отцов. Но для их понимания необходимо знать, что это не собственное их учение, а только опытное раскрытие Евангелия, того, что оставили нам апостолы и первохристианство».

Еще одно, не менее важное предостережение: «Читая отцов, нельзя терять ощущение реальности своего духовного лица, нельзя сливать себя с читаемым текстом (…) Лучше не знать чужих слов, чем потерять свое единственное и личное слово Богу: «Согрешил я, прости меня!»».

Космическая метафора избрана мною неслучайно — книга Фуделя действительно создает ощущение полета. Полета к цели, которая, с одной стороны, далека, но с другой — очевидна и уже действует в твоей жизни: «Совершенное познание есть завершение пути, — пишет Фудель, — но малый и ясный свет его зажигается с самого начала».

Марина Бирюкова
.
На анонсе: Б.А.Смирнов-Русецкий. Млечный путь (1985)
.
.
Смотрите также:
.
Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *