Высокое искусство провокации

by on 17.08.2015 » Add more comments.

Что общего между «панк-молебном» в Храме Христа Спасителя и погромом православными активистами выставки в Манеже. И то, и другое — провокация, утверждает Сергей Худиев.

Согласно словарю, «Провокация — действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию». Причем, очевидно, реакцию неполезную для самих людей, которых хотят спровоцировать. Например, довести до белого каления, а потом заснять человека, который некрасиво брызжет слюной и машет руками.  Или исподтишка ударить первым, а на ответном ударе составить протокол. Или настойчиво предлагать нечестную сделку — чтобы, как только она будет заключена, вызвать понятых. Особенность провокации — в том, что она использует неосторожность, нестойкость или несдержанность своей жертвы.

Есть определенный тип провокаций, направленный на разделение в целевой группе. Хорошим примером может служить выступление всемирного известного ВИА в Храме Христа Спасителя. Вспомним, что тогда происходило. Если помните, были довольно массовые выступления против фальсификаций на выборах, но, после выступления группы, в ходе последовавшего судебного процесса и всего грандиозного цирка с конями, видными артистами зарубежной эстрады, политиками, адвокатами и журналистами, люди совершенно забыли про выборы и погрузились в борьбу с чудовищем мракобесия.

Ну или не погрузились — а в некотором огорчении и недоумении отошли в сторону. Я не знаю, было ли это намеренно так организованно — я знаю только, что это прекрасно сработало. Потому что содержало два элемента хорошей провокации.

Первый — смешанное послание. Такое послание должно содержать а) элементы, которые будут приняты частью аудитории; б) элементы, которые частью аудитории будут отвергнуты. Через это аудитория будут разделена (и вдрызг переругается).

ВИА выступает (как и большинство протестующих) против властей, против фальсификации на выборах, но — при этом, против Патриарха и Церкви. Учиняет безобразие, которое у многих вызывает неприятие.

При этом именно эта группа оказывается в центре отечественных и мировых медиа (медиа — они такие, любят погорячее), именно из нее делают тот центр, по отношению к которому все остальные обязаны определяться — так ты за или против? При этом, как бы человек ни определился, он обязательно вдрызг разругается с половиной своих знакомых. Уже хотя бы потому, что, заняв определенную позицию, он в нее эмоционально вложится, а искать подтверждений и оправданий своим взглядам (и доказательств чудовищной злобы и глупости оппонентов) всегда легче, чем сказать «я погорячился и был частично неправ». Тем более, что в атмосфере общего крика и надрыва никакое «частично» не проходит, бывает только безупречная правота праведников и беспросветное негодяйство негодяев.

Вторая особенность хорошей провокации — это перевозглавление. Вот есть довольно рыхлое движение с некоторыми довольно условными вождями — создадим этому движению по-настоящему ярких вождей, которые будут говорить от его имени. Пристроим во главу  колонны людей, которые заставят большую часть колонны разбежаться. Там, где нет четкой иерархии, движение возглавляет тот, кто больше всех кричит — и о ком больше всего кричат, так что это задача вполне решаемая и (в случае с известным ВИА) успешно решенная.

Я не знаю, кто и с какими целями организовал то выступление — возможно, организаторы не ставили перед собой именно таких целей. Но я знаю, что это так сработало.

Провокацией иногда оказывается событие незапланированное — или запланированное с другими целями. Одна из самых знаменитых провокаций в истории — Поджог Рейхстага, как сейчас предполагают историки, не был организован национал-социалистами. Маринус Ван Дер Люббе был несчастным пироманьяком, по всей видимости, действовавшим в одиночку. Однако его поступок очень хорошо  вписался в исторический контекст — и был использован на все сто процентов.

Нынешняя ситуация с Энтео (как и ситуация с известным ВИА) является идеальной провокацией с теми же двумя чертами. Я не утверждаю, что она обдуманно организованна в качестве провокации — тут употребим бритву Оккама и отложим конспирологию. Я просто вижу, как она работает в качестве провокации.

Православным христианам предлагается смешанное послание — причем смешанное с обеих сторон. Со стороны выставки есть произведения Вадима Сидура большой выразительной силы, которые несомненно являются произведениями искусства и общепризнанны в качестве таковых. Представлены его же произведения, которые соотносятся с первыми примерно также, как «Пророк» Пушкина с его же стихами значительно более, ну, скажем так, легкого жанра. Намеренного богохульства там, на мой взгляд, нет — гениталии на возмутившей некоторых комментаторов скульптуре изображают скорее трагическую и беспомощную наготу смерти, чем какую-бы то ни было эротику. На выставке представлены также весьма своеобразные изображения головы св. Иоанна Крестителя (другого автора)  — в чем мне гораздо труднее признать искусство и гораздо легче — намеренную провокацию.

Вадим Сидур. «Сговор (Конспирация)», 1983 г.

Поведение Энтео сотоварищи являет оба элемента — и смешанное послание, и перевозглавление. Смешанное послание состоит в том, чтобы а)выступить против богохульства б)выступить против него неприемлемым образом. При этом а) большинство православных христиан (и что интересно, большинство граждан вообще) выступают против оскорблений религии и не считают, что свобода творчества оправдывает такие оскорбления (см. очень интересный опрос ВЦИОМ); б) многие (я бы даже предположил, большинство) против того, чтобы любая группа самоназначенных ревнителей могла по собственному усмотрению приходить куда угодно и преследовать реальное или предполагаемое оскорбление.

Это уже приводит к немалым спорам и взаимным огорчениям среди православных, и здесь важно отметить, что мы все более-менее согласны, что богохульство — это весьма дурно, и расходимся во мнениях относительно того, как его будут идентифицировать, кто будет этим заниматься, и какие именно меры следует предпринимать.

Возможно, нам удастся согласиться на том, что возлагать эту миссию на тех, кто сам на себя ее возлагает, было бы опасно, поскольку люди, увы, бывают подвержены страстям — особенно гордости и тщеславия — и могут искать не столько славы Божией и пользы Церкви, сколько скандальной известности.

Есть еще одна причина, по которой этого не стоит делать — уже упомянутое перевозглавление. В Церкви, слава Богу, существует иерархия. Существует соборный разум, который отвечает на вызовы современности и находит такие пути взаимодействия с внешними, которые более всего сообразны цели Церкви — спасению душ.

Но внешние об этом знают мало — медийным лицом Православия оказывается Дмитрий Энтео. Не те православные, которые  служат ближним, помогают бедным и больным, делают что-то доброе, полезное, и способное вызвать уважение внешних — а те православные, которые производят скандалы. Это отчасти понятно — медиа, особенно в эпоху интернета, любят скандалы, они создают трафик. А некоторые люди любят скандалы просто по своему душевному устроению.

Таким образом, при слове «православный» у большинства граждан перед мысленным взором будет возникать не Патриарх, не Епископы, не священники, не миряне, без скандалов несущие свое служение, а Дмитрий Энтео со товарищи. Весь медийный образ Русской Православной Церкви определяется не Патриархом, не кем-то кого Патриарх назначил, не кем-то из Епископов, а мирянином, который со своими друзьями назначил себя сам.

Скорее всего, конечно, это не заговор враждебных сил, не будем впадать в конспирологию, так уж получается. Но отметим, что получается именно так. И получается совсем не хорошо.

Что же делать? Обратиться к решениям, уже принятым священноначалием.

Борьба с проявлениями богохульства есть дело Церкви — и Церковь уже определила, как она должна вестись. Существует документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», принятый  4 февраля 2011 года Архиерейским Собором. Напомним, что Архиерейский Собор – высший орган иерархического управления Русской православной церкви, и обратимся к самому документу:

«Реакция на несознательное богохульство должна содержать понятное разъяснение того, какие слова и действия, и почему, являются богохульством. Этот ответ может быть как публичным, так и личным. Его цель — приведение человека к осознанию недопустимости высказываний, могущих повредить его душе и оскорбить чувства верующих.

Вадим Сидур. Памятник «Оставшимся без погребения (Скорбящие матери)»,1972. Установлен в 1992 году в Москве (метро Перово)

Вместе с тем, поспешное обвинение в богохульстве может привести к ложным суждениям. Грешит не только тот, кто хулит Бога, но и тот, кто ложно обвиняет кого-то в богохульстве. В случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае»

Ложное обвинение в богохульстве — грех; оценивать, является ли данный акт богохульством, должны «синодальные или епархиальные церковные органы». Обратим внимание — не группа активистов, сама себя назначившая, а «синодальные или епархиальные церковные органы».

Тот же документ определяет действия, которые надлежит предпринимать в ответ на богохульство:

  • попытка вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии: если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними и рекомендовать членам Церкви не пользоваться данными СМИ;
  • публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;
  • содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
  • благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;
  • обращение с жалобой на автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;
  • обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;
  • предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами.

Обратим внимание, что все эти действия совершаются а) в согласии с Церковью б) строго в рамках закона.

Одно из ключевых слов в Церкви — послушание. Как увещевает Апостол, «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17). Нельзя действовать во имя православной веры и делать это в непослушании Церкви. Все, что делается в непослушании Церкви — делается против Церкви. Как говорит св.Игнатий Богоносец, «Ничего не делайте без Епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе».

Именно доверие и послушание соборному разуму Церкви и поможет нам избежать различных провокаций.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

4 Responses to Высокое искусство провокации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *